Как гарантированно сохранить свою тайну?

Разглашение тайн является запретным, поскольку наносит обиды знакомым и друзьям и является проявлением неуважения по отношению к ним. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если человек расскажет что-нибудь, а потом повернется, то сказанное им становится отданным на хранение» (имам ат-Тирмизи). Таким образом, разглашение тайны есть вероломство, и если это приносит вред, то разглашение тайны является запретным поступком, в противном же случае – поступком, достойным порицания. Одного из писателей спросили: «Как вы храните тайны?» «Я являюсь могилой для тайн», – ответил он. В научных книгах пишется: «Поистине сердца вольных людей – могилы для тайн». Еще говорится: «Поистине сердце глупца находится у него во рту, а язык умного находится у него на сердце», т. е., глупый человек не может хранить то, что у него в душе, он будет разглашать все тайны, сам не замечая этого.

Ложное обещание

Обычно язык торопится давать обещания, но подчас душа не позволяет человеку выполнять их, в результате чего обещание становится ложным, а это относится к числу признаков лицемерия. Аллах Всевышний сказал (смысл): «O те, кто уверовал, соблюдайте (условия) договоров» (Сура «Аль-Маида», аят 1). И в Коране Аллах Всевышний воздал хвалу Своему пророку Исмаилу, мир ему, сказав (смысл): «Поистине, был он верен обещанию ...» (Сура «Марьям», аят 54). Передают, что незадолго до смерти Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «К моей дочери сватался один курайшит, а я дал ему что-то вроде обещания, и, клянусь Аллахом, я не встречу Аллаха, не избавившись от трети лицемерия!» (Абдуллах бину Умар хочет сказать, что привычка не выполнять обещания является одной из трех составных частей лицемерия, а поэтому перед смертью он обязан выполнить свое обещание). Призываю вас в свидетели, что я выдал за него замуж свою дочь!»

Передают, что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, никогда не давал обещаний, не сказав при этом «Если на то будет воля Аллаха», и поступать так наиболее предпочтительно. Если человек даёт твердое обещание, он непременно должен его выполнить, если это возможно. Если же обещание даётся, но выполнять его человек заведомо не намерен, то это является лицемерием.

Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Лицемера отличают собой три признака, даже если он постится, молится и утверждает, что он – мусульманин: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает своё обещание, а когда ему доверяются, он предаёт» (имам Муслим). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также сказал: «Отличающийся четырьмя качествами является лицемером, а тот, кому присуще хотя бы одно из этих качеств, будет обладать одним из качеств лицемерия до тех пор, пока не избавится от него. Подобные качества присущи тому, кто лжёт, когда рассказывает о чём-либо, нарушает обещание, дав его, поступает вероломно, заключив договор и действует незаконно в случае возникновения расхождений с кем-либо» (имам аль-Бухари). Это имеет отношение к такому человеку, который даёт обещание, уже приняв решение не выполнять его, или же не выполняет обещанного без уважительной причины. Что же касается того, кто твердо намеревался выполнить обещание, но не смог сделать этого по уважительной причине, то он лицемером не является, даже если внешне и выглядит таковым. Однако внешних проявлений лицемерия следует остерегаться так же, как и его сущности, и не нужно без необходимости вынуждать самого себя оправдываться.

Передают, что в своё время Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пообещал Абу аль-Хайсаму, что подарит ему слугу, а когда к нему привели трёх пленников, он отдал кому-то двоих, а одного оставил. После этого к нему пришла Фатима, да будет доволен ею Аллах, и стала просить у него слугу, говоря: «Разве не видишь ты на моих руках следы от ручной мельницы?» Тогда Пророк (мир ему и благословение) вспомнил о своём обещании Абу аль-Хайсаму и принялся повторять: «А как же моё обещание Абу аль-Хайсаму?» И поскольку сначала Пророк (мир ему и благословение) дал обещание Абу аль-Хайсаму, он отдал ему предпочтение перед Фатимой, несмотря на то, что она вращала жернова мельницы своими слабыми руками.

Ахмет Нурметов

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки