Быть или не быть… мусульманином?

Как англичанин искал истину

Некоторые люди, которые принимают Ислам, предпочитают называть это возвращением в Ислам, потому что каждый человек рождается в естественном состоянии чистоты - покорности воле Всевышнего Аллаха.Когда человек приходит к принятию Ислама, он возвращается к своему первоначальномусостоянию. Случай, о котором сегодня расскажем нашим читателям, подтверждает эту истину. Герой этой истории, молодой человек из Англии родился мусульманином, но предпринял особое путешествие, прежде чем принять Ислам всем сердцем.

Начало моих поисков

«Меня зовут Ламан Болл. Мои родители приняли Ислам незадолго до моего рождения, но так как я не был воспитан с ясным чувством того, что я должен быть мусульманином, я не принимал Ислам, пока не провёл некоторое время в поисках истины.

Правда, детстве я принимал участие в исламской практике своих родителей, таких как пост в месяц Рамадан, но после смерти отца (мне было пять лет), мама позволила мне самому выбирать свой путь. На мой взгляд, она поступила правильно, так как я сам должен был решить, какой религии следовать.

Когда мне исполнилось 16, моя мама снова вышла замуж, и я жил со своей семьёй Лондоне в течение двух лет. Я чувствовал, что к этому моменту я должен определить, объяснить и оправдать свое предназначение в жизни. Я начал читать книги своего отца, посвящённые философии. Их было много, одни основаны на принципах логики, другие на соотношении языка и значения, и т.д.

Мой подход был следующим – я читал книгу до тех пор, пока не чувствовал, что не могу принять то, что она  предлагала. Это привело к тому, что я отложил много книг, так до конца и не завершив чтение.

Тропа философии

Я особенно помню книгу "Самоучитель философии", которая начиналась с мысли о том, что изучение философии необязательно поможет найти ответы, но даст возможность наслаждаться процессом изучения вопроса. Я не думаю, что такое отношение было правильным способом поисков истины.

Прочитав несколько книжек, я решил, что моя жизненная позиция сложилась, и пришел к выводу, что стал убеждённым агностиком, решив продолжить процесс открытия Вселенной для себя.

До 21 года я искренне следовал этой философии. На тот момент, когда я учился в университете Манчестера, моя жизненная мотивация начала спадать. Хотя я был уверен в точности своей оценки того, как устроен мир и человеческая жизнь, всё же был не в силах перевести это понимание в мотивацию к действию. Жизнь была просто легче, если я следовал за толпой в различных развлечениях и удовольствиях, если был, как все. А как быть, если цель жизни была в том, чтобы учиться? И по мере того, как моя мотивация пошла на спад, стали хуже и мои результаты в учебе. Поэтому с наступлением летних каникул я решил пересмотреть свою философию жизни.

На лето я поехал в Гамбург. И в это время, когда пытался найти ответы на свои вопросы, мне приснился необычный сон.

Сон

Мне снилось, будто я сидел с группой людей возле насыпи с видом на широкую равнину. У подножия насыпи было множество железнодорожных путей, хотя мы могли видеть только короткий путь вниз. Когда мы сидели возле насыпи, между нами завязалось обсуждение, были ли это в самом деле железнодорожные пути и действительно ли поезд может здесь проехать.  Через некоторое время  один человек хотел показать свою уверенность в том, что это не железнодорожные пути и что никакой поезд здесь не проедет. Он сел возле путей, а я подошёл и стал смотреть, что будет дальше.

Несколько мгновений спустя, огромный поезд пронесся по путям и исчез где-то вдали. Потрясенный, я вернулся к остальным спутникам, сидевшим на набережной, и спросил их, видели ли они, как проехал поезд. Они начали говорить друг другу, что, поскольку у них нет доказательств  существования  поезда на данный момент, то он может существовать, а может  и не существовать. "Может быть, поезд и был, но мы ничего не видим сейчас, так что мы не можем быть уверены, что это действительно железнодорожные пути или что какой-то поезд здесь может проехать", - ответили они. Затем они продолжили свое обсуждение, а я был в недоумении из-за их отрицания очевидных фактов просто потому, что факты не находятся прямо перед их глазами всё время.

И в этот момент я проснулся. Ко мне пришло осознание того, что этот сон отражает бесплодные дискуссии философов, на которые я потратил так много времени. Я осознал, что иногда уверенность приходит в связи с одиночными событиями, которые не повторяются всякий раз, когда вы этого захотите. Сон напомнил мне ситуацию человека, который очень верит в Бога, но не в состоянии убедить других в Его существовании и не в состоянии представить доказательства по их требованию. Бога невозможно увидеть, но есть ясные знамения для тех, кто захочет внимательно посмотреть и послушать.

Отчасти в результате этого сна, а также из-за других своих размышлений, в тот день, впервые раз за много лет я произнёс дуа (молитву): «О, Всевышний, наставь меня на истинный путь".

Как я обрел истину

В течение следующих нескольких месяцев я продолжал бороться со своими сомнениями в вопросах о жизни, о Боге, Божественном откровении и подобными. Я чувствовал, что одним из самых важных вопросов было обязательное ниспослание Божественного откровения, чтобы направить людей на достижение нравственного совершенства. В конце концов, я понял, что для людей, которые серьёзно и искренно намеревались стать лучше, обрести умение отличать добро и зло, то они должны были сначала принять моральную необходимость сделать это. Откровение необходимо, хотя бы по одной этой причине, ибо без него нет никакой очевидной связи между тем, что есть и что мы должны делать.

Стремление добиться понимания того, что является правильным и неправильным само по себе является основным моральным благом, на которое мы все должны обратить внимание. Хотя, конечно, это не довод для тех, кто утверждает, что нет понятия «хорошо» и нет понятия «плохо», и что их некому судить. Для таких людей нет мотивации, чтобы даже попытаться выяснить, что правильно, а что нет. Поэтому у нас, у людей, у разумных существ, есть две возможности - либо принять, что есть понятия добра и зла и что за свои деяния придется отвечать, или считать, что нет никакой ответственности за поступки, а значит, отпадает необходимость стремиться направить свою жизнь на совершение добра.

Вот такое сложное умозаключение родилось во мне. И в тот момент я решил, что я, как человек, не мог жить такой бессмысленной жизнью, которую подразумевал второй вариант. Однажды, будучи в одиночестве, сидя в комнате своего общежития, я понял, что верю во Всевышнего.Будучи философом, я изучил множество религий, поэтому мне было с чем сравнить. У меня не было и тени сомнения, какую именно религию выбрать – я знал, что Ислам содержит гораздо больше смысла, чем любая другая система убеждений. Я записал свидетельство веры в Исламе - Шахаду - на бумагу и подписал её. Затем я взял этот листочек и прочитал слова веры. От всей души, веря всем сердцем, я произнес – Я свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его Пророк.Теперь я стал мусульманином.

В течение следующего месяца я читал толкования Корана, и чем больше я читал,тем сильнее убеждался в правильности своего решения. С течением временем я также не мог найти в Исламе ничего такого, что заставило бы меня сомневаться в его истинности. Я продолжал тщательно продумывать каждый шаг и добился значительного прогресса в работе над собой.

Конечно, я совершаю иногда ошибки, но все же считаю, что изучение – основа жизни. Ошибки являются частью нашего становления как личности, а вот, чтобы отличать добро от зла, чтобы иметь нравственный стержень, требуется здравый рассудок - а для этого нужно учиться и размышлять.

Моя жизнь изменилась с тех пор, как я принял Ислам, и я ни разу не оглядывался назад, не сказав - "Альхамдулиллях, что я - мусульманин".

Перевод с английского специально для Ислам.ру