А если всё-таки школьное насилие?

До сих пор мы радужно обсуждали возможные проблемы и пути их решения, отмечая, что проблемы совсем могут быть и не проблемами.

Но не всегда это так, и нередко случаются действительно сложные ситуации. Тема насилия в школе очень сложна и это тема для отдельного разговора. Скажем, что в наше непростое время насилию может быть подвергнут почти любой ученик.

Обратите внимание, если ваш ребенок стал приходить домой с синяками и ссадинами, грязными, неопрятными вещами, рваными тетрадями и книгами. Сигналом может стать, если у ребенка так и не появились в школе друзья, ему никто не звонит, не приглашает в гости и сам он не хочет никого приглашать к себе домой. По утрам ребёнок жалуется на головные боли и боли в животе. Он неспокойно спит, нет аппетита, задумчив и замкнут, выбирает нестандартную дорогу в школу.  У ребёнка снижено настроение, злость и обиду вымещает на родителях и младших братьях, и сёстрах. Это значит, что ситуация зашла в тупик и сам ребёнок не справляется с проблемой. Ему катастрофически не хватает вашего участия в его жизни!

Однозначно нужна ваша непосредственная помощь и поддержка! Только не бегите сразу менять школу. Вопрос этим не решится, вы только усугубите ситуацию и оставите ребёнка с неразрешимой внутренней психологической проблемой. Конечно, это правило не действует, если ситуация дошла до того, что пребывание в этой школе опасна для здоровья.

Помните, что как правило, зачинщиками конфликта являются одни и те же ученики, и их легко выявить. После того, как вы их выявите, то поговорите с ними, используя свой авторитет взрослого человека, но пока без своего ребёнка. В младшей школе пока это возможно. Не нападайте сразу, задайте несколько уточняющих вопросов. Если удастся улучшить отношения, то приложите к этому усилия. Очень часто враги становятся друзьями. Если же конфликт неизбежен, то категорически запретите общаться обеим сторонам друг с другом.

При этом хорошо надо понимать, что на роль изгоя в группе попадает тот, кто позволяет им быть. Если ребёнок позволил обидеть себя в первый раз, второй раз, то это будет продолжаться до тех пор, пока «изгой» не прекратит эту ситуацию. Обидчики нашли свою жертву и знают, что этим можно пользоваться. Жертва выбирается по признаку отсутствия духа и внутренней силы. Необходимо с первого раза достойно отреагировать на конфликтную ситуацию, чтобы ни у кого не было второго раза произвести первое впечатление.

Ваша задача родителя защитить своего ребёнка от того, чтобы он мог стать потенциальной жертвой. И мы вновь и вновь отметим, что именно родитель формирует личность, которая сможет или не сможет постоять за себя.

Типично пассивными жертвами насилия являются спокойные, сдержанные, боязливые дети. Они имеют заниженную самооценку, чувствуют себя менее привлекательными, физически слабее сверстников и в момент нападения отступают или реагируют слезами или бегством. В школе или на улице такие дети социально изолированы и замкнуты, имеют мало знакомых.

Также жертвами могут стать импульсивные, возбудимые дети.

Очень часто ребёнок становится потенциальной жертвой с того момента, когда он чего-то сильно испугался. Например, дома папа ударил маму, ребёнок испугался. И всё, плечи опущены, спина сгорблена – перед нами сформированная жертва.

В природе есть такое явление. Когда олень бежит от волка, то если у него от страха прогибается спина, бежать ему неудобно, он где-то споткнётся и упадёт. И волк его настигнет и съест. Но если этот олень увидит впереди лес, в котором он может спрятаться, у него появляется надежда на спасение, он распрямляет спину и бежит прямо. И в этом случае у него появляется гораздо больше шансов спастись. Человек с низкой самооценкой – это человек, у которого прогнулась спина. Он уже потерял веру в себя, он не допускает мысли о том, что у него что-то может получиться.

Что делать? Как исправить ситуацию, если самооценка уже занижена? Как научить ребенка адекватно вести себя в опасных ситуациях?

Для этого мы читаем детям сказки, смотрим фильмы и мультфильмы. Но не просто сажаем перед экраном и идём заниматься своими делами, а вместе разбираем и обсуждаем увиденное! Играем в ролевые игры, ставим сценки. Используйте каждую минуту, проведённую с ребёнком, для того, чтобы передать ему свой опыт. И тем самым защитить его!

Выходя на улицу, анализируйте разные встречающиеся ситуации, разбирайте чувства и эмоции людей и детей. Объясните ребенку, что тот, кто обижает и задирает, на самом деле не храбрый и не сильный, это лишь маска. На самом деле он несчастен и обделён любовью и вниманием своих родителей.

Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так как это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которую он будет переносить на окружающих. Вас стали обсуждать в маршрутке? Оцените ситуацию: промолчать или вступить в диалог, не давая себя в обиду и сохраняя свое достоинство. Обсудите потом с ребёнком, что было, почему вас обсуждали, почему вы промолчали или ответили. Вас обсчитали в магазине и в очередной раз кинули фразу «понаехали тут»? Не давайте себя в обиду, защитите себя, свои права потребителя. Ребёнок должен видеть, что в разных ситуациях вы поступаете по-разному. Не оставляйте его со своими размышлениями. Выйдите из магазина или маршрутки и скажите: «А знаешь, почему я так сказала?» или «Неприятная ситуация, не правда ли? Мне тоже неприятно, но и в обиду себя давать не надо».

Если ваш ребёнок обижается на оскорбления и клички, то, возможно, у него неадекватная самооценка. Когда ребёнок знает самого себя, знает свои достоинства и недостатки, он не будет придавать значения многим дразнилкам. Обида – это не продуктивное чувство, учите не копить его в душе. Есть такая аллегория, что обида – это как грязь на крыльях бабочки, которая мешает ей взлететь. И как только бабочка сбросит эту грязь с крылышек, ей сразу станет легче и она сможет порхать, наслаждаясь полётом.

Ребёнок с адекватной самооценкой, изначально входя в коллектив, демонстрируют умение быть в теме, вовремя владеть ситуацией, отвечать на вызовы, парировать попытки манипулировать собой, прогнозировать поступки других людей.

Что ещё можно сделать уже сейчас для исправления ситуации и внутренней позиции вашего ребенка?

1.            Работайте с ребёнком перед зеркалом, проигрывайте перед ним разные ситуации, разговоры, диалоги.

2.            Записывайте ребёнка на камеру и просматривайте записи.

3.            Играйте в журналиста, меняясь ролями интервьюера и интервьюируемого.

4.            Учите ребёнка выражать свои мысли. Играйте в игры на развитие речи, сочиняйте сказки и истории.

5.            Сядьте и напишите с ребёнком как минимум по пять пунктов: «Я люблю себя за то что…», «Я хороший потому что…», «Я горжусь с собой, потому что…»

6.            Каждый день пишите и рисуйте, что хорошего произошло за день. Отмечайте и находите любые мелочи.

7.            Держите перед глазами эти записи и картинки. Они должны быть в памяти ребёнка. Ведь всегда есть то, что ребенок делает лучше других, главное, чтобы и ВЫ это знали и в это верили!

8.            Ведение личного дневника – это очень полезное занятие!

9.            Играйте в коллективные игры (футбол, волейбол), настольные игры (морской бой, балда), в которых вы учите ребенка выигрывать и проигрывать.

10.          Исключите из своего лексикона «ты-послания»: ты поступил плохо, ты не смеешь, ты не должен, ты виноват, почему ты получил двойку, если ты не сделаешь этого, ты будешь наказан. Используйте «я-послания»: я думаю, что я не доволен тем, что; мне не нравится, что; я очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку; мне кажется, что в данной ситуации ты не прав.

11.          Лучший пример – это пример нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сподвижников (мир им). Если вы уже знакомили ребёнка с жизнью Пророка, его личностью и сумели в сердце ребёнка привить любовь к нему, уважение, и он является для ребёнка незыблемым авторитетом, то пришло время рассказать и о том, как тяжело было Пророку (мир ему и благословение Аллаха), как ему не верили, как изгоняли из города Таифа и кидали в него камнями. Как он бежал из Мекки в Медину и как всё закончилось несокрушимой победой Ислама! И обо всем этом написано в Коране, потому что иначе быть не может, в нашем деле, несомненно, есть поддержка Всевышнего Аллаха!

Юлия Замалетдинова

Канд.псих.наук

Гл.редактор детского журнала «Светлячок и его друзья»