Готовимся к традиционной школьной жизни

В настоящее время существует несколько форм школьного обучения, каждую из которых родитель имеет право выбрать:

– семейное (домашнее) обучение;

– экстернат;

– раздельное обучение (как вариант классно-урочной формы обучения);

– традиционная (классно-урочная) форма обучения.

Сегодня многие родители-мусульмане традиционно выбирают традиционную форму обучения. И традиционно волнуются перед началом школьной жизни. И это понятно. Их волнует, как сможет их ребёнок-мусульманин адаптироваться к школьной жизни.

Самое важное правило в этом вопросе –это сказать самому себе, что всё будет хорошо, по милости Всевышнего. Знайте, что ваш ребёнок так же, как и любой другой ребёнок отправляется в первый класс и испытывает похожие трудности и переживания. Главное в этом вопросе – это привязать верблюда и затем надеяться на помощь Всевышнего Аллаха.

С чего начать?

1 сентября в школе

Школьная жизнь начинается с праздника – букеты цветов, нарядные одежды, трогательные поздравления. Однако вслед за праздником следует очень сложный для каждого первоклашки этап: ребёнок привыкает к новой школьной жизни с новыми обязанностями, взаимоотношениями, режимом. Часто родители считают, что основным показателем готовности ребёнка к школе является умение писать, читать, считать, рассказывать стихи и петь песни. Но это мало влияет на успешность в обучении. Главной является психологическая готовность ребёнка к обучению в школе – это такой уровень психического развития, который создаёт условия для успешного освоения учебной деятельности. И создаются эти условия задолго до начала школьной жизни.

Первый и важный совет – не драматизируйте. Всегда настраивайтесь на положительное. С позитивом и улыбкой смотрите на мир.

Ни в коем случае не говорите при детях о недостатках школы. Исключите из своего лексикона (а лучше и из своего подсознания) такие фразы: «Ой, бедненькие, ну всё, закончилась ваша беззаботная пора» или «Вот пойдешь в школу, там-то тебя научат уму-разуму». И тем более, не причитайте при ребёнке о проблемах межнационального и межконфессионального обучения.

 Всегда настраивайтесь на положительное. С позитивом и улыбкой смотрите на мир

В этой ситуации очень важно научиться контролировать свои эмоции и страхи. Ребёнок должен идти в школу с радостью, и этот настрой могут задать только родители. Нередко получается, что взрослые переживают гораздо больше, чем сам ребёнок, и ему в итоге передается это волнение, он тоже начинает нервничать.

Обратите внимание на поведение ребёнка еще до начала обучения (июль-август). Ребёнок может весь день вести себя очень хорошо, а вечером вдруг начать капризничать и плакать. Или наоборот, его поведение становится неуправляемым. Он начинает грубить, огрызаться. Это могут быть признаки кризиса 7 (6) лет. Ребенок волнуется. Не наказывайте его за это. Применяйте в своем общении практику Я-сообщений: «Мне неприятно слышать такие слова», «Я думаю, твоё поведение связано с тем, что ты переживаешь» и т.п.

Не оставляйте ребёнка наедине со своими переживаниями

Ни в коем случае не оставляйте ребёнка наедине со своими переживаниями. Скажите, что вы его любите, обнимите, погладьте, просто посидите рядом и помолчите.

Воспитывайте в ребёнке отношение к школе как ко второму дому (но не родному дому), чтобы он смог в своем сознании воспринимать школу как безопасное место. Ученики начальной школы, как правило, ещё не обязаны читать намаз и поститься. Да и время намазов не попадает на время учёбы. Но вот с учениками средней школы пройдитесь по коридорам, присмотритесь, где можно было бы безопасно помолиться. Предупредите учителя о такой особенности своего ребёнка. Часто школьники местом молитвы выбирают место под лестницей. Возможно и так, что учитель пойдёт навстречу и сам предоставит вам место для молитвы. Главное, чтобы это не мешало учебе, ни один учитель это не потерпит. Научите ребенка делать омовение в одну переменку, а читать намаз –  в другую.

Воспитывайте в ребёнке отношение к школе как ко второму дому

Сейчас очень многие родители решают, что до школы их ребёнок не будет посещать дошкольное заведение. Это право каждого. Но постарайтесь ещё до первого класса познакомить ребёнка с будущей школой. Классы подготовки к школе бывают хороши. Часто ребёнок попадает именно в тот класс и именно к той учительнице, у которой будет учиться ближайшие 3-4 года. За время подготовительного обучения ребёнок привыкнет к обстановке. Однако меня бы насторожило, если бы такая подготовка была маленькой копией обучения в первом классе. Ищите такие школы, в которых на подготовке дети проводят много времени в игровой деятельности.

Наверняка,  при выбранной школе есть кружки и студии, в которые вас могут принять. Поговорите с администрацией школы. Посещение таких кружков также поможет вашему ребёнку влиться в коллектив школы, и администрации должна понравиться активная позиция родителя.

Платочек в школе

Ношение платка (хаджаба) в школе

Отдельной темой для разговора стоит вопрос  ношения платка (хиджаба) в школе. Вряд ли кто-то из нас не слышал о тех прениях, которые сейчас существуют в нашей стране. И здесь можно сказать одно: данный вопрос нельзя оставлять без внимания и нельзя отказываться от соблюдения предписаний Всевышнего Аллаха. Это наша боль и наши испытания, которые мы вместе дружно должны вынести, если не хотим, чтобы Аллах заменил наш народ лучшим народом:

«Поистине, если вы откажитесь от повиновения Аллаху, то Он заменит вас другим народом, который не будет похож на вас, а уверует и будет поклоняться Аллаху» (смысл 38 аята суры  «Мухаммад»).

А пока совет: пробуйте уже в младшей школе и средней школе надевать платочек. До школы ваша дочь уже привыкла надевать платок в мечеть или медресе, на детские праздники, а в школе можно пробовать носить его на выездные экскурсии или чаепития, таким образом постепенно знакомя одноклассников с особенностями закрытой одежды. Тогда, когда придёт время носить платок постоянно, и ваша дочь, и одноклассники воспримут данный факт спокойно, иншааллах. При этом помните,  что  уже в первом классе стоит стать уважаемой ученицей с хорошими знаниями и стремлением к учебе.

Ношение платка (хаджаба) в школе

Некоторые родители решают, что платок дочь начнёт одевать уже с первого класса. Обсудите это вместе с дочерью. Учитывайте её мнение. Вы лучше знаете своего ребёнка и знаете, как она сможет преподнести такую отличительную особенность в новый коллектив и сможет ли уверенно ответить на вопросы одноклассников.

Часто бывает, что девочки в младшей школе начинают ходить без платка, как все ученицы. А затем вдруг изъявляют желание ходить в школу в платке. Не отказывайте им в этом! Поддержите в их стремлении, ведь потом его может не быть. Дочь, чистая в своих намерениях, может увидеть ваши страхи и опасения и перенять их. Грань тонка, будьте аккуратны в своих страхах, ведь они легко могут стать и страхами ваших детей.

Первая учительница

Готовимся к традиционной школьной жизни

Это важный человек в жизни всей вашей семьи. И выбор этого человека – ваша наиважнейшая задача ещё до первого сентября. Дни открытых дверей, посещение группы подготовки, личное общение – всё это даст вам возможность понять, сможет ли этот человек принять вашего ребёнка.

Уже тогда вы сможете увидеть, как первый учитель отнесётся к маме в платке и к папе с тюбетейкой. И если вы почувствовали некий холод и неприязнь, не тратьте своё время и внутренние ресурсы, отправляйтесь на поиски нового учителя.

Если вы чувствуете, что контакт возможен, то с самого начала проявите интерес и уважение к данной личности. После первого знакомства подойдите к учителю и выскажите свои страхи и опасения, если они у вас есть, по поводу национального или религиозного вопроса.

Готовимся к традиционной школьной жизни

Знайте, что отношение одноклассников к вашему ребёнку напрямую будет зависеть от отношения первой учительницы. В младшем школьном возрасте дети ловят каждое движение первого учителя. И если кого-то она похвалит, то и весь класс будет с уважением смотреть на ученика. Но если кого-то учитель не возлюбит, то и все ученики будут с неприязнью относиться к нелюбимичку.

Сразу установите с первой учительницей тесный контакт, прислушивайтесь к её советам, предлагайте помощь в организации праздников и общих дел – ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдёт на пользу вашему ребенку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами! Обязательно согласуйте требования, чтобы ребёнок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто непонятна) методика обучения, попросите учителя разъяснить её особенности и преимущества перед другими способами обучения. Думаем, что любой учитель сделает это охотно, ведь он заинтересован видеть в вас в первую очередь помощников, а не критиков.

Готовимся к традиционной школьной жизни

Не отказывайтесь от участия в родительском комитете. Этот вопрос, пожалуй, самый сложный при установлении рабочих отношений между учителем и родителем. Родители всегда неохотно выдвигают свою кандидатуру в родительский комитет. Но вы, как родитель-мусульманин, обязаны стремиться быть в родительском комитете. Это ваш шанс всегда быть на связи с учителем, изнутри контролировать досуг класса, организовывать поездки и экскурсии, предлагать меню для праздничного стола и список подарков для учителя. Активная позиция родителя-мусульманина будет на пользу вашему ребенку.

Итак, это лишь некоторые советы. Самый важный совет – читайте нафиль-намаз – истихару. Тщательно выбирайте школу, ходите на школьные площадки, смотрите, как общаются между собой ученики после уроков. И пусть всем нам поможет Всевышний Аллах в воспитании праведного потомства.

А в следующей статье будут предложены практические советы, чем заняться с ребёнком после школы, чтобы процесс адаптации прошёл максимально легко и гладко.

Юлия Замалетдинова,

канд.псих.наук,

гл.редактор детского журнала «Светлячок и его друзья»