Чем заняться после школы?

Итак, школа выбрана, учитель тоже, курсы подготовки пройдены. Учеба началась… И что теперь?

А теперь нам надо вместе и максимально легко пройти процесс адаптации к школьной жизни.

1.            Ни в коем случае не оставляйте детей на продлёнку как минимум на первые полгода. А лучше вообще никогда не оставляйте своего ребёнка на продлёнку! Если ваша жизненная ситуация вынуждает вас работать и вы действительно не можете забирать сына или дочь со школы сразу после занятий, лучше найдите няню, попросите родственницу или знакомую забирать ребенка со школы. Продлёнка вредна для развития и психологического комфорта. Это ближайший путь к потере доверительных, близких взаимоотношений между родителем и ребенком.

2.            Сейчас во многих школах, особенно в младших классах, есть такая практика, как большой перерыв на обед. Если это ваша история, то приложите усилия, чтобы забирать ребенка на обед домой или в кафе, чтобы этот перерыв провести вместе с ребёнком, узнать, как у него дела, что нового произошло за день.

3.            Очень часто дети в школе ведут себя идеально, а дома начинают баловаться. А где же ещё? Как не перед родной мамочкой побыть настоящим ребёнком? Школьный день перегружен впечатлениями, эмоциями, требованиями. А дома наступает разрядка. Радуйтесь этому! Ваш ребёнок вас любит и доверяет вам, говоря вам своим поведением: «Я люблю тебя, мама, и ты любишь меня. Я это знаю и именно поэтому так себя веду. А веду я себя так, потому что именно с тобой хочу поделиться своими переживаниями. Да, пока я не совсем умею это делать. Но я научусь!».

Ребенок знает, что именно вы сможете всё это вытерпеть и именно при вас можно показать свое детское наивное лицо. Когда же и кто же еще в их жизни даст им почувствовать себя ребенком, если не родитель?

Окажите ребенку всевозможную любовь и поддержку. Иногда ребенок может проявлять демонстративное манерное поведение и нарушать правила из-за недостатка любви и внимания. Обходитесь без нотаций и назиданий, не обращайте внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делайте замечания и наказывайте.

4.            После школы ребенку нужен отдых! Самый разный. Играйте со своим ребенком, ведь это ему ещё ой как надо! Да и вам полезно освободиться в игре от лишних переживаний. Именно в игре можно проиграть великое множество ситуаций, которые произошли и происходят с ребёнком в течение дня. В игре вы можете моделировать ситуации самого разного характера. В игре вы сможете прочитать возможные сложности, которые ребёнок испытывает пока он в школе. Возьмите игрушки, постройте дом, школу, дорогу, мечеть, магазин, площадку. Герои игры зайка, кукла, белочка, ёжик, медвежонок…, становятся главными героями и именно с ними случаются разные ситуации. Зайка захотел в туалет, но он боится поднять руку. Научим его! Белочку обидел медведь, назвав длиннохвостой? Учитель ёжик, который колючий, но оказывается совсем добрый, поможет примирить бельчонка и медвежонка. А белочке подскажут и в школе, и дома, как надо себя вести, когда тебя обижают и что надо отвечать.

Как видно, в таких играх и ситуациях мы можем проецировать возможные проблемы наших детей, в том числе, и непохожесть на других (цветом кожи, внешним видом, ценностями).

5.            В контексте игр вы, как родитель, можете читать и психотерапевтические сказки своему ребёнку. Сейчас и в магазинах, и в Интернете можно найти такие сказки по адаптации детей к школьной жизни.

6.            Помимо сказок, мультиков и фильмов, общепринятых о школе, в нашей умме, альхамдулиллях, уже складывается своя библиотечка. Могу предложить вам к прочтению сказки из журнала «Светлячок и его друзья», например, «Звериная школа» (автор Умм Иклиль) или «Домик для Снежика» (автор Инна Байрамукова).

7.            Рисование – ещё один великолепный выход энергии и эмоций. Для многих школьников рисование ещё остаётся важным видом деятельности. Используйте и этот способ узнать о внутренних переживаниях ребёнка и возможности ему помочь. Предложите нарисовать школу, переменку, площадку. Беседуйте с ребёнком во время рисования, рисуйте вместе или обсудите нарисованное. Если он нарисовал что-то страшное и неприятное, спросите, как можно исправить ситуацию и пробуйте нарисовать позитивное.

Если ребёнок не хочет рисовать, не настаивайте. Для многих детей школьного возраста рисование не становится таким важным интересным, как это было совсем недавно.

8.            Весьма и весьма полезны игры с водой и песком. Они успокаивают, разряжают, снимают напряжение.

9.            Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой. Учитывайте это.

10.          Дома родителям нужно проследить за тем, чтобы ребенок как можно меньше времени проводил у телевизора. Весьма вреден телевизор, работающий фоном. А так бывает во многих семьях. В этом случае создается дополнительная нагрузка на зрительный, слуховой анализаторы, и ребёнок в итоге не может полноценно отдохнуть.

11.          Даже если в детском саду или до летних каникул ребёнок привык к более или менее стабильному режиму дня, за лето этот режим успевает окончательно разболтаться. И за один день перестроиться на строгий школьный распорядок дня первокласснику будет довольно сложно. Чтобы избежать подобных проблем, постарайтесь ещё в середине августа установить четкий режим дня, приближенный к школьному. В этом случае детский организм сможет войти в новый ритм достаточно безболезненно. В то же время в последние летние недели нужно дать ребёнку возможность хорошенько отдохнуть, вскоре его ждут серьёзные нагрузки.

12.          Когда ребёнок пойдёт в школу, не спешите сразу же записывать его во все существующие кружки. Это может привести к повышенной утомляемости и, как следствие, к раздражительности, проблемам со здоровьем.

13.          Не спрашивайте ребёнка, как он вёл себя в школе! Это усиливает его напряженность. Не давайте оценок его поведению, ни в коем случае не сравнивайте с другими детьми и с собой!

14.          Не заставляйте ребёнка переписывать, если он допустил помарку в тетради. Если вы чувствуете, что ребёнок тревожен, боится сделать что-то неправильно, не уверен в себе, всячески хвалите ребенка, отмечайте его малейшие успехи, исключите критики и завышенных требований.

15.          Обязательно давайте детям возможность отдохнуть после школы, возможно и поспать. И не полчаса-час, как делают многие мамы, а хотя бы часа два. Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужны тишина и отдых. Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4–6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.

16.          Часто и родители, и учителя склонны винить детей в лени. Но то, что взрослый делает автоматически, для ребёнка - огромный умственный труд. Так что не спешите ругать первоклашку, по-настоящему ленивых детей очень мало. Согласно последним исследованиям физиологов, ребёнок, только начинающий учиться писать, может непрерывно заниматься этим не более трёх минут. А после он устает, рука начинает дрожать. Поэтому бессмысленно заставлять детей беспрерывно переписывать. От этого ребенок лучше писать не станет, зато начнёт ненавидеть письмо.

17.          Рисуйте с ребенком таблицу успехов: что хорошего произошло за сегодняшний день. Пусть эта табличка висит перед глазами ребенка и перед вами, создает ситуацию успеха и настрой на лучшее.

18.          Некоторые родители задаются вопросом: «Водить ли ребенка в медресе?» Я отвечу так. Если ещё до школы вы посещали различные занятия, группы медресе, то смысл прерывать эти встречи единоверцев я не вижу. Тем более, как правило, занятия в медресе начинаются не с 1 сентября, а позже, в октябре. Но если ваш ребёнок не знает, что такое мечеть, мактаб, медресе и вы вдруг решили, что ребенку «стукнуло» семь лет и теперь пора его отправить на религиозную учебу, то повремените с этим. Пусть ребёнок адаптируется к общеобразовательной школе, лишь затем, возможно весной, стоит начать привязывать сердце ребёнка к мечети.

Юлия Замалетдинова

Канд.псих.наук

Гл.редактор детского журнала «Светлячок и его друзья»