Реклама глазами Ислама

Самым главным символом современной рекламы стал образ женщины, точнее, её тело...

Современный мир незаметно превращается в глобальный рынок, куда ни глянь, везде что-то продаётся, предлагаются самые разные товары и услуги. Основной задачей и головной болью производителей стало привлечение клиентов любой ценой, заставить их обратить на себя внимание, рассказать о себе, доказать свою уникальность и довести до потребителя, что нужно приобрести товар именно у него. Эту функцию на себя берёт реклама.

Рекламная деятельность приобрела массовый характер и трансформировалась в особый социальный институт – «индустрию рекламы», обеспечивающую в полной мере потребность общества в рекламных услугах. Появились специализированные предприятия, производящие рекламные продукты и оказывающие услуги рекламного характера.

Производителям в различных секторах экономики выдержать конкуренцию не так-то просто, и поэтому на рекламу делается основная ставка, её называют двигающей силой торговли. Всё гениальное и простое испробовано в этой гонке на выживание, тысячи людей постоянно думают над тем, как же выделиться, вырваться вперёд и презентовать свой товар в лучшем виде.

В рекламных целях используются все возможные площадки: СМИ, телевидение, Интернет, стены домов, уличные билборды, асфальт тротуара, стены лифтов и даже спины животных и людей. И это лишь малый перечень из огромного списка видов рекламы.

Желание любой ценой реализовать товар породило самые разнообразные и даже изощрённые формы рекламы, например, товарный знак или информация рекламного характера представляется в виде татуировки на теле человека.

Женщина рекламирует всё и вся!

Самым главным символом современной рекламы стал образ женщины, точнее, её тело.

Ей уготована роль «катализатора» потребностей покупателей и стимула продажи товаров и услуг.

Всё сводится к технике «заигрывания» и носит эротический характер, подсознательно воздействуя на потребителей и формируя понимание того, что современные социально-гендерные отношения должны быть полностью свободными и лишёнными морально-нравственной составляющей.

Все возможные товары, услуги и даже корм для собак и кошек рекламируют при участии девушки с вызывающим видом.

 Халяль и харам в рекламе

Современная реклама, как правило, выдаёт желаемое за действительное и закрепляет в общественном сознании определённые стереотипы.

Давайте эти и другие особенности индустрии рекламы рассмотрим с точки зрения Ислама.

Можно выделить несколько пунктов:

• В рекламе не должно быть хоть малейшей лжи.

Однажды Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), последний Божий Посланник, собирался купить пшеницу и протянул руку за ней. Внутри она оказалась сырой. Тогда Любимец Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) поинтересовался у продавца о причине этого, и тот ответил, что зерно промокло из-за дождя. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) спросил у него, почему же он тогда не выставил пшеницу промокшей стороной кверху?

«Тот, кто обманывает, не из нас», – сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и также пояснил, что недовешивать товар хоть на малую долю – запретно.

Часто в рекламе можно увидеть товар в совершенно ином свете, чем он есть на самом деле. Показывают товар высокого качества, люди его заказывают, а получают – низкого качества, не соответствующий заявленной цене.

На упаковке товар выглядит очень презентабельным, красивым, изящным, а на самом деле внутри находишь нечто только отдалённо напоминающее то, что было заявлено изначально.

Это, конечно, обман, и потребитель в этом случае имеет полное право вернуть товар.

В Коране есть аят с таким смыслом: «Пропасть Ада и горе тем, кто обвешивает и обмеривает покупателя… .

Разве не думают они о том, что после смерти снова будут воскрешены ? В День, когда люди предстанут перед Господом миров, по Его повелению, для Суда?» (сура «аль-Мутаффифин», аят 1–6).

• Нельзя перехваливать товар, приписывая ему те качества и свойства, которых нет, и давать ложные обещания.

Можно описать достоинства товара, но нельзя нахваливать его, приписывать неприсущие ему качества. Особенно недопустима лживая клятва. Хадис гласит, что продающие товары посредством лживых клятв лишают благодати (бараката) всё своё имущество.

• Рекламировать только те товары, которые можно продавать по нормам Ислама, и рекламировать только те услуги, в которых нет запрета.

Реклама алкогольной продукции, наркотических и психотропных веществ, табачных изделий, интимных услуг и т. д., конечно же, запрещена. Всё, что запрещено продавать, нельзя и рекламировать.

В хадисе сказано: «Честный, справедливый продавец в Судный день будет рядом с пророками, сиддикинами (праведниками) и шахидами».

• Использовать женщину и красоту её тела в рекламе как предмет для привлечения внимания не дозволяется.

Женское тело полностью является авратом, то есть запретным для посторонних взглядов.

Но сегодня мало какая реклама обходится без участия полуобнажённых женщин и даже мужчин. Поэтому крайне важно знать, что сниматься в такой рекламе запрещено, и каждый, кто принимает хоть малое участие в изготовлении подобного рекламного продукта и в его распространении, совершает грех с точки зрения Ислама. Как известно, человек, который помогает совершению запретного даже полусловом, становится соучастником греха.

 Женщина в Исламе возвеличена и защищена. Её честь и достоинство являются неприкосновенными. Нельзя так низко поступать с женщинами, используя их как объект для привлечения внимания и средство для повышения доходов. Не это ли самое настоящее унижение и нарушение прав женщин, когда их раздевают и заставляют рекламировать разные товары и услуги!

Ислам призывает ценить женщин и оберегать от всякого посягательства.

Призыв Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – обходиться с женщинами хорошо.

В Исламе женщине путь в рай очень облегчен, и созданы все условия. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если женщина совершала пятикратную молитву, соблюдала пост (в месяц рамадан), хранила своё целомудрие и повиновалась мужу, ей будет сказано: “Войди в рай, через какие врата возжелаешь!”»

• Скрывая от потребителей информацию о дополнительных расходах, которые им придётся делать в будущем, рекламировать свой товар не позволяется.

Часто в рекламе используются такие слова: «Бесплатно», «Ноль копеек», «Отправь СМС и получи автомобиль», «Подпишитесь на услугу и получите супер-подарок» и т. д. На самом же деле за эти услуги предусмотрены дополнительные расходы, абонентская плата или же смежная с ней другая услуга предоставляется уже намного дороже. В итоге человек всё равно платит деньги и даже переплачивает, хотя изначально в рекламе ему обещали, что всё будет бесплатно. Таких схем по «законному» обману или так называемому «лёгкому» обману потребителей огромное множество. С юридической точки зрения сложно к ним подкопаться: вроде бы всё законно, но у них всё получается, как у фокусников: «ловкость рук и никакого обмана». Умелое манипулирование истиной, и люди, сами того не понимая, расстаются с деньгами.

Ещё одна схема по отбиранию у населения денег с помощью обмана действует так: в рекламе делается сверх заманчивое предложение получить что-то очень ценное почти даром. Но при этом «забывается» указать детали сделки, согласно которым на самом деле надо будет в итоге заплатить всю сумму и даже больше. В лучшем случае эта самая важная информация указывается мелким еле заметным шрифтом где-нибудь в самом низу.

Согласно нормам Ислама, цена за услугу или товар должна быть чётко обозначенной, а если в товаре есть недостатки, то о них тоже нужно предупредить покупателя.

Причуды индустрии рекламы на этом не заканчиваются, но охватить всё в одной статье просто невозможно, надеюсь, этого тоже хватит.

Современная мировая экономика немыслима без рекламы, и сложно представить, какие ещё она формы приобретёт в будущем. По заказу транснациональных компаний учёные давно уже изучают участки головного мозга, отвечающие за тот или иной выбор. А делается это для того, чтобы найти механизмы управления человеческим мозгом с целью заставлять людей покупать то, что нужно производителям. Но, думаю, до этого не дойдёт. Может, когда-нибудь мир наш устанет от обмана, и тогда реклама не будет такой как сегодня, а станет более приятной для восприятия.

Небольшой поучительный пример

Один торговец отказался продавать свой товар покупателю и отправил его к другому ларьку. На вопрос: «Почему он так делает?» продавец ответил, что он сегодня успел уже наторговать, а сосед ещё ничего не продал, так пусть и у него будет торговля. Вот он, нрав мусульманина, вот они, добрососедские отношения в идеале. И вот настоящий Ислам.