«Считаю до трёх! …» или как мы наказываем своих детей

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он имеет право на применение, потому что свидетельствует  о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребёнку. Также, как Аллах любит Своих создания и применяет к ним методы наказания при совершении проступков, так и родители имеют право на применение наказания. Вопрос лишь в грамотном, уместном, разумном применении наказания! В балансе между поощрением и наказанием! В допущении этой меры воспитания в каждой конкретной ситуации!

К сожалению, большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребёнка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания  действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.

Наказание обладает внушающим воздействием, если оно действительно соответствует проступку и применяется редко.

Арабский философ, историк, социолог Ибн Халдун говорил: «… излишняя строгость к обучаемым вредна, и слишком суровые наказания отрицательно сказываются на обучении, особенно, когда речь идёт о маленьких детях… оно лишает его радости и гасит его активность, побуждая к лени, лжи и скверным поступкам, и лицемерию…»

Как мы привыкли наказывать детей? К сожалению …

1.Наказанием «Богом»

К великому сожалению, встречаются семьи, соблюдающие каноны Ислама, которые привыкли наказывать детей «Богом». Таких детей постоянно устрашают: «Не будешь слушаться, запишется грех!»; «Помни, Аллах всё видит! Аллах силён в наказании!»; «Ты что в ад захотел?!» Астагфируллах!

Пожалуйста, не пугайте своих детей Всевышним Всемилостивым Добрым Создателем! Тем самым вы отталкиваете своих детей от поклонения, искренней любви к своему Творцу!

Нельзя ребёнка, чистого и незасорённого лишними знаниями, привлекать к прекрасному путём угроз и страхов. Это вызовет в нём протест и нежелание искренне любить и искренне трепетать перед Всевышним Творцом! А ведь наша задача воспитать детей богобоязненных, что значит боящихся сделать нечто такое, что может не понравиться Самому Любимому! Но не из страха к Любимому, а из-за нежелания преступать Его законы.

2.Физическое наказание

Физическое наказание излишне часто применяется во многих семьях. Вокруг данного метода ведутся горячие споры: допустимо или нет? Если допустимо, то в какой мере? Как определить грань дозволенности физического наказания?

Однако всегда помните и отдавайте себе отчёт! Чем вызвано ваше желание ударить ребенка? Очень часто и, как правило, необдуманные агрессивные действия по отношению к ребёнку вызваны даже не проступками ребёнка, а усталостью взрослого, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребёнка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

 

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

- страх

- возмущение, протест

- обиду, жажду мести и компенсации;

-  разрушение «нравственных тормозов»;

- стремление к обману, изворотливость;

- потерю способности к здравому рассуждению;

- ребёнок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;

- агрессивное поведение;

- снижение самооценки;

-  ненависть к себе и окружающим (если ребёнка часто бьют).

Тема физического наказания весьма широка и многогранна. Конечно, лучше не бить и исключить данный тип наказания из своей системы наказаний как таковое. Битье, как правило, не приносит положительного результата, а лишь даёт временный эффект, всё больше усугубляя ваши отношения с ребёнком, делая их неискренними.

Но бывают, действительно, такие случаи, когда ребёнок на самом деле не прав и никак не может остановиться в своём нежелательном поведении. Тогда метод физического наказания (не жестокого!) или устрашение им могут утихомирить «разгулявшегося» ребёнка.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Повесьте ваш кнут там, где члены семьи смогут видеть его, поскольку это будет дисциплинировать их» (передал хафиз ат-Табарани).

При этом вы всегда должны помнить, что за любым «плохим» поведением ребёнка стоит определённая причина и крик помощи: «Мне плохо! Я не могу справиться со своей проблемой сам! Мама, папа, помогите!»

3.       Наказание молчанием

Наказание молчанием – это всё равно, что наказание лишением любви. Нельзя наказывать лишением любви! Молчание – это то же самое, что вы отказались от ребёнка, показывая таким образом, что его нет и не существует. Это страшный вид наказания! Ребёнок – максималист, это ударяет по его самооценке. Весь мир для него в этот момент рушится.

Молчать, замыкаться в себе, отказываться от общения или разговаривать ледяным тоном становится их обычной манерой поведения в случае, если они чем-то недовольны.

В будущем с такими людьми трудно находить взаимопонимание, так как они не умеют и не считают нужным объясняться и говорить о своих чувствах открыто. Они пребывают в уверенности, что их обиженное лицо или холодные интонации в голосе должны говорить сами за себя. Более того, они ожидают, что человек, которым они недовольны, не только догадается об их чувствах, но и бросится исправлять ситуацию, заглаживать свою вину и просить прощения. И бывают неприятно удивлены, когда этого не случается. Особенно часто в таких ситуациях оказываются женщины, перенимающие такое поведение у своих матерей. Они пытаются воздействовать молчанием на других людей, например, на своих мужей. Не учитывая при этом одного: мужчина не маленький ребёнок, который не в состоянии жить, когда мама им недовольна. Мужчина попытается исправить положение дел так, как умеет, но если женщина не меняет своё поведение и не идёт на контакт, то понимания в паре не будет, и рано или поздно женщина останется наедине со своей обидой.

Некоторые недопущения в вопросах наказания

1.Отсутствие единства мужа и жены в вопросах наказания

Единство в вопросах воспитания мужа и жены – это непременное правило в жизни семьи! Если этого нет в семье, то в ней не будет гармонии, искренности, честности. Как этого добиться?

Во-первых: не стесняйтесь обсуждать вопросы воспитания со своим потенциальным избранником ещё до никаха.

Во-вторых: поинтересуйтесь, как наказывали вашего жениха или невесту в детстве. С большой степенью вероятности такое поведение будет повторяться при воспитании собственных детей. Определитесь, насколько это приемлемо для вас.  

В-третьих: если разногласия существуют, то договаривайтесь обо всех аспектах воспитания за закрытыми дверьми! Не допускайте ссор в присутствии детей.

2.Старший ребёнок не имеет права наказывать младшего

Старший, хоть он и старший, но он тоже – ребёнок. А родитель – вы. Функция воспитания и наказания и поощрения лежит только на родителе. Не перекладывайте свои обязанности на старшего ребёнка.

3.Наказания при посторонних людях

Не допускайте этого! Это унижает, оскорбляет, занижает самооценку ребёнка! К сожалению, такое часто можно видеть… Родитель таким образом хочет самоутвердиться, показать, что не он, а ребёнок «плохо себя ведёт», а он-то хороший… Но, играя таким образом на публику, он только унижает себя… Ещё и показывая окружающим как, оказывается, можно обращаться с его ребёнком.

4.       Если родитель не прав, то он не извиняется

Если вы понимаете, что были не правы и не справедливы, наказывая ребёнка, подойдите и извинитесь. Чётко, кратко, без лишних слов. Это не унижение, а воспитание ребёнка.

Когда нельзя наказывать:

•             Когда ребёнок болеет

•             Перед сном или сразу после сна

•             Во время еды

•             Во время работы и игры

•             Непосредственно после душевной или физической травмы

•             Ребёнок искренне старается что-то делать, но у него не получается

•             Когда сам воспитатель находится в плохом настроении

Причина плохого поведения

Всегда необходимо помнить: если ребёнок плохо себя ведёт, значит он просит о помощи в решении непосильной для себя ситуации. Во время «плохого» поведения ребёнка попробуйте остановиться и задаться вопросом: какую эмоцию у вас вызывает ребёнок. Если вы верно определите первую эмоцию, вам будет значительно проще понять ПРИЧИНУ плохого поведения ребёнка. Итак,

• У вас возникает раздражение => Ребёнок борется за ваше внимание.

Решение проблемы: подарите ребёнку  положительное внимание (оставьте компьютер или телевизор и поиграйте с сыном или дочерью).

• У вас возникает гнев => Ребёнок борется за самоутверждение.

Решение проблемы: уменьшите свой контроль, позвольте своему трёхлетнему малышу самостоятельно помыть посуду, а подростку выбрать наряд, который нравится именно ему.

• У вас возникает обида => Ребёнок желает отомстить.

Решение проблемы: устраните причину обиды у ребёнка, обиду на появление младшего брата или сестры; новое замужество или женитьбу.

• У вас безнадёжность и отчаяние => Ребёнок потерял веру в собственный успех.

Решение проблемы: перестаньте требовать нужного поведения, выполнения всех домашних заданий на «отлично».

***

Это лишь некоторые советы по решению проблемы так называемого «плохого» поведения ребёнка. В данной статье мы ориентировались на освещение «плохого» поведения родителя в конфликтных ситуациях. Есть над чем поразмыслить… Не правда ли? Иншаллах, на следующей нашей встрече мы дадим более конкретные рекомендации над исправлением ситуации «плохого поведения» ребёнка и расскажем о конструктивном наказании. Бывает и такое.

Юлия Замалетдинова

Канд. псих. Наук

Гл.редактор детского журнала «Светлячок и его друзья»