Стереотипы против браков по Исламу

Недавно стала свидетелем очередной беседы с дамой, имеющей «стереотипное мышление». Разговор для меня был достаточно привычным, ведь для наших мест (центр России) всё ещё не так уж и привычно видеть девушку в хиджабе, да ещё и с «кричащей» русской внешностью. Когда я подошла, беседа была в самом разгаре и первым, что я услышала, были слова: «Если ты не родишь ему сына, он тебя из дома выгонит или другую жену возьмёт, будешь там служанкой...», ну и прочие аргументы в защиту от этого брака этой «бедной» и в будущем «несчастной» девушки. Новообращённая сестра с трудом пыталась объяснить женщине, что такое брак, построенный на богобоязненности. Уже практически отчаиваясь, она обречённо взглянула на меня, тут повернулась её знакомая и с недовольным лицом буркнула себе под нос «о, ещё одна закутанная», взяла сумку и всё с тем же недовольством побрела по своим делам.

Интересно бывает вести беседу с людьми, которые умеют взглянуть на ситуацию так сказать изнутри, выслушать обе точки зрения, прочесть пару книг на ту или иную тему, тогда и разговор будет более адекватным, и не будет причин для обид и негодования. Когда у человека есть знания на ту или иную тему, беседа будет полезна обоим оппонентам, и ко всему этому они будут иметь возможность узнать друг от друга что-то новое.  Другое дело, когда человек упёрт в своём мнении, чаще всего не имея элементарных знаний, а просто наслушавшись басней от таких же «кладовых историй» и не желает слушать тех, кто действительно понимает, осведомлён в той или иной области. Имея возможность, хочется выступить в этой статье с неким монологом, разрушить пару стереотипов о браке в Исламе.

Женщина-служанка. Начнём, наверное, с этого. В чём же это выражается? «Подай, принеси, убери и на глаза, чтобы не появлялась», – наверняка вам приходилось это слышать, если беседа протекала с человеком, далёким от истинного знания семейного устройства, даже не семьи мусульман, а просто семьи в целом. Но так как мы рушим стереотипы – рассмотрим это с точки зрения Ислама.

Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если мужчина напоит свою жену водой, он получит за это вознаграждение» (передали имам аль-Бухари, хафизат-Табарани).

Из этого хадиса следует, что богобоязненный мужчина сам с радостью напоит свою женщину, стремясь к награде от Всевышнего. В этом нет ничего постыдного, это естественно, когда женщина, готовит, подаёт на стол, убирает после трапезы. Женщина всегда была хранительницей очага и дела по дому – это её прямая обязанность. Если взять всех женщин, не разделяя их по религиозным и национальным признакам, то не думаю, что вы найдёте тех, кто этого не делает. Поэтому немного странным является аргумент насчёт «служанки в доме».

Женщину за стол не пускают при присутствии гостей, не являющихся махрамами. Не пускают её туда не потому, что она какая-то прокажённая или подобна животному, для которого на полу стоит миска, и есть она должна оттуда... А просто таким образом женщину оберегают от лишних взглядов посторонних мужчин, от их общества, потому что, как многим из нас известно, прелюбодеяние начинается со взгляда. Может, это встреча мужа с сотрудником в «неформальной обстановке», где они хотят обсудить какие-либо служебные вопросы и вы там будете, мягко говоря, не к месту. Да и сами подумайте: у женщин – свои темы для разговоров, а у мужчин – свои.

Они женщин ни во что не ставят, бьют как скотину. Да убережет Аллах нас всех от таких людей. Нормы нравственности между сильным и слабым полом всегда и во всех народах были одинаковыми. И раз уж мужчины называют себя сильным полом, они должны понимать, что, подняв руку на женщину, они уравняют себя с ними и станут полом слабым... Чаще всего неосведомлённые люди вырывают слова из контекста.

Смысл аята: «Мужчины обязаны заботиться о своих жёнах и об их благосостоянии, потому что Аллах дал им преимущества перед женщинами, и потому, что они расходуют из своего имущества на содержание семьи. Ведь они работают, чтобы достойным образом содержать семью. Праведные женщины повинуются Аллаху и своим мужьям, и в их отсутствии блюдут себя, как приказал Аллах. Тех же, непокорных и непослушных, которые проявляют упрямство и неповиновение, сначала вразумляйте и увещевайте хорошими и убедительными словами, затем отлучите их от своего ложа, а если это не поможет, тогда слегка ударяйте их, не унижая их. Если они станут послушны и будут повиноваться вам, то после этого не прибегайте к более строгим мерам. Ведь Аллах Велик и накажет вас, если вы будете искать ссоры со своими жёнами или будете относиться к ним несправедливо».

(4:34).

Каждый соблюдающий мусульманин, страшащийся своего Господа, не дойдёт до избиения жены. В этом аяте Священного Корана речь идёт лишь о безболезненном шлепке, о котором должно быть известно только им самим, то есть ни дети, ни кто-либо другой не должен этого видеть и об этом знать. Это лишь демонстрация неверного поведения женщины, способ дать ей понять, что она ведёт себя неподобающим образом. Мусульманин никогда не ударит другого мусульманина по лицу, потому что это запрещено законами Аллаха. В этом виноваты чаще всего оба, ведь крайне нежелательно накалять ситуацию до столь неприятного завершения.

Если не родишь ему мальчика, то ты никто.

Анас Ибн Малик сказал: «Посланник Аллаха, сказал: «Кто содержал на иждивении двух девочек, пока они не достигнут (бракосочетания), придёт в День Представания вот так: я и он!» И сомкнул свои пальцы». (т.е. он будет стоять в День Представания рядом с Пророком). (имам Муслим 2631.)

Когда на свет появляется девочка, Всевышний посылает ангелов в дом новорожденной, и они приветствуют: «Мир вам, обитатели этого дома!». Затем ангелы покрывают девочку своими крыльями, поглаживают по голове и говорят: «Как она слаба и беспомощна и вышла из слабого тела. Если её отец будет растить её, то до Судного дня ему будет помощь от Аллаха» (хафизат-Табарани).

Только из этих двух хадисов становится понятно, каково отношение к дочерям в Исламе, да что к дочерям, ко всем женщинам в целом.

Женщина не имеет права голоса. Ниже описана история, которая не должна оставить сомнения в том, что мнение женщины выслушивается и принимается во внимание.

Это произошло в Худайбии, когда одна из жён пророка (мир ему и благословение Аллаха), мать правоверных Умму Саляма (да будет доволен ею Аллах), дала ему совет. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел сподвижникам заколоть своих жертвенных животных и сбрить волосы, повторив своё повеление три раза. Однако никто не торопился. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) зашёл к Умму Саляме (да будет доволен ею Аллах), рассказав ей о реакции сподвижников на его повеление. Умму Саляма сказала: «О пророк Аллаха! Хочешь, чтобы они послушались? Выйди, и, не говоря им ни слова, сам заколи своё жертвенное животное, затем позови своего цирюльника, и пусть он тебя побреет. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) так и поступил: вышел, никому ничего не говоря, сделал всё необходимое, заколов жертвенное животное, затем позвал своего цирюльника, который побрил его. Сподвижники, увидев это, поступили таким же образом, закололи своих жертвенных животных и побрили друг друга, чуть ли не убивая друг друга из-за печали».

Наверняка большинство из нас сталкивалось с понятием двойных стандартов, так вот и в случае с женщиной-домохозяйкой, если она мусульманка – то она угнетённая, бедная женщина, если же нет – она счастливая, беззаботная хранительница очага... Но что же на самом деле? Неужели все мусульманки такие несчастные и угнетённые? Ответ очевиден... Всё это – ложь. Ещё один исторический эпизод.

Она принесла свой товар и продала на рынке бану Кайнука’, затем присела у лавочки ювелира на рынке. Иудеи захотели, чтобы она открыла своё лицо, но она отказалась. Тогда ювелир незаметно привязал край её платья к спине, и, когда она встала, открылась её нагота. Иудеи стали надсмехаться над ней. Мусульманка же начала кричать. Тогда один из мусульман набросился на этого ювелира-иудея и убил его, а иудеи напали на мусульманина и убили его. Родственники убитого позвали на помощь мусульман против иудеев. Мусульмане разгневались и выступили против бану Кайнука’.

Они осадили иудеев, сразились с ними, а затем изгнали из Медины, защищая честь и достоинство мусульманки. Из подобных эпизодов всем нам следует извлекать полезные уроки, где и в какое время бы ни жил человек. Подобные истории являются ярким примером значимости и уважения к женщинам в Исламе. Я не хочу оправдывать тех людей, которые, называя себя мусульманами, ведут фактически противоположный законам Аллаха образ жизни, в этих семьях можно встретить всё что угодно: от распития спиртного – до прямого неуважения и избиения женщины. Но если вы меня спросите об истинных мусульманах, верующих, о тех, которые, ожидая Судного дня, стремятся, как можно больше совершить благого, как можно сильнее отдалить себя от дурных поступков и мыслей... О них я вам скажу – это самая счастливая семья! Брак, основанный на богобоязненности, обретает самую сильную любовь, ведь нет ничего прекраснее любви ради Аллаха. Давайте будем смотреть в суть вещей, стараться проникнуть в самую глубь ситуации, выслушать и понять всё из самых первых уст, чтобы стереотипы разрушались и правильное понимание ежедневно брало верх над ложными аргументами и смысловыми противоречиями. Всем мира, благополучия, крепкой любви и обычного человеческого счастья в ваших домах!