В споре рождается истина?

С распространением Ислама и доступностью знаний о нём в обществе распространились также и неприятные явления, ущербные для единства уммы и братства мусульман. Одним из перечня пагубных явлений можно считать спор. «В споре рождается истина», – говорят иногда немусульмане. Но Ислам нам сообщает обратное. Сначала ответим на вопрос, что нас заставляет спорить, а затем расскажем, в чём выражается негативное влияние спора.

Многие убеждены, что посредством спора они защищают религию (в глобальном смысле) или ищут истину. Это кому как кажется. Наблюдая за спорщиками, можно убедиться, что каждый из них защищает собственный нафс. В чём это выражается? Это выражается в агрессии, нетерпимости к оппоненту, жажде умалить его знания, отступлениях от темы и основных обсуждаемых вопросов, насмешках и, может, в чём-то ещё, что не соответствует благому нраву мусульманина.

Наиболее подходящее для таких споров название – полемика. Целью полемики является утверждение собственной точки зрения. А в переводе с греческого это слово означает «вражда». Зачастую, это как раз тот результат, к которому приводит спор.

Поиск истины должен сопровождаться прежде всего использованием достоверных аргументов, готовностью к восприятию иной очки зрения (если она наиболее близка к истине) и, как следствие, терпимостью и уважением к оппоненту. Но тогда это перестаёт быть спором, превращаясь в дискуссию. Дискуссия же направлена на поиск общих точек соприкосновения, это обсуждение разных мнений с целью прийти к общему, истинному.

С религиозной точки зрения полемика, как разновидность спора, недопустимы. Даже в том случае, если ты прав…

Вредными последствиями спора являются:

– Потеря благословения Аллаха. В споре человек теряет нить истины и последовательность в суждениях. Это происходит по причине стремления убедить оппонента теми или иными способами в своей правоте. Так, человек может сказать какое-либо неосторожное слово, которое вызовет гнев Всевышнего и за которое он может затем попасть в ад (хадис). Говорят также, что в Судный день самыми ненавистными Аллаху будут заядлые спорщики.

– Возможность потери истины. Вопреки сложившемуся мнению, что в споре рождается истина, в хадисах говорится, что люди не теряли бы имеющихся знаний, если бы не их споры.

– Пренебрежение вознаграждением Всевышнего. Согласно одному из хадисов, тому, кто оставит спор, обещан дом в окрестностях Рая.

– Ухудшение взаимоотношений. Почти в большинстве случаев спор становится причиной испорченных взаимоотношений. Причём как для того, кто в нём «проиграл», так и для того, кто в нем «выиграл». Я употребляю кавычки, потому что в споре нет победителей. В споре – оба проигравшие. Если первый проиграл, потому что не смог защитить свою точку зрения, то второй потому что, даже словесно выиграв, он потерял нечто большее – сердечную связь со своим братом.

Мы видим, что, даже имея благие намерения, можно прийти к совершению действий, прямо им противоположным. В споре обычно это бывает при несоблюдении двух условий:

1. Соответствующий уровень знаний. Нельзя спорить, беря за основу только один хадис, в то время как есть другие хадисы, аяты и фетвы, дополняющие или разъясняющие обсуждаемую тему. Вопрос нужно знать всесторонне, а не хвататься только за один его угол. Обычно это характерно людям, о которых Абу Хамид Мухаммад аль-Газали сказал: «Собственные убеждения принимают за знание».

2. Уважение к собеседнику. Необходимо внимательно, уважительно и терпеливо слушать и говорить. Нельзя победу собственной точки зрения ставить выше взаимоотношений. Поэтому – использовать в речи мягкие, добрые слова, которые не заденут честь и достоинство человека. Такой подход, обеспечивая взаимопонимание, позволит всё-таки придти к единому мнению и согласию.

Мы ведь не на войне. А в поиске истины не может быть проигравших.




"Человек скажет слово, за которое упадёт в Ад на такую глубину, как расстояние между Западом и Востоком" (Бухари, Муслим)

«Самый противный Аллаху из людей – это человек, упорствующий в спорах» (Бухари)

«Я ручаюсь за дом в окрестностях Рая для того, кто станет отказываться от споров, даже если и будет прав, (и я ручаюсь) за дом посреди Рая для того, кто не станет лгать даже в шутку, (и я ручаюсь) за дом в верхних пределах Рая для благонравного» (Навави)

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки