Мы иногда так близки телами, но так далеки душами…

В хадисуль кудси говорится: «О люди! Встреча с вами похожа на встречу с могилами, покрытыми известью, которые внешне выглядят красиво, а изнутри – мерзко и отвратительно. Так и себя вы выставляете перед людьми в лучшем свете и побуждаете любить себя своими слащавыми речами и красивыми поступками, и вы же отдаляетесь от них чёрствостью ваших сердец и отвратительными состояниями души».

Если внимательно приглядеться к действительности, то во многих случаях дело обстоит именно так. Мы так близки в пространстве, но так далеки друг от друга, несмотря на то, что все мы считаем себя мусульманами и убеждены в своём верном вероубеждении. Почему так происходит? Почему нет меж людьми душевной теплоты и радости взаимоотношений? Почему мусульмане все вместе и каждый по отдельности часто говорят о собственном одиночестве? Ведь мы – умма, мы – единая община, и подобной разъединённости не должно быть в мусульманском обществе. Мы все поклоняемся Аллаху, мы верим в наших пророков (мир им!), в Судный день… Это похоже на то, о чём писал Шекспир: «Весь мир – театр, а люди в нём – актеры…» Похоже на то, будто все мы временно играем роль, будто мы вместе, испытываем взаимную любовь и интерес друг к другу. Но настоящими мы становимся только тогда, когда остаёмся одни, наедине с собой. Да и в это время иногда в голову лезут иллюзии, представления о завтрашнем продолжении спектакля. В чём причина? И как это происходит?

Когда ты начинаешь анализировать свою душу, свои мысли и желания, вдруг осознаёшь, что многое из того, что ты считал настоящим, было лишь игрой. Нет, не грубой игрой, рождённой твоим коварством, а уже устоявшимся определённым стилем или моделью поведения, за которой нет искренности. Ты просто понимаешь, что неосознанно, «по привычке», обманывал не только других, но и себя. Ведь отношение к человеку, если оно настоящее, оно глубокое. По крайней мере, глубже преходящих обстоятельств и ситуаций. Это значит, что твоя доброжелательность и любовь должны сохраняться при любых условиях. Ведь как сказал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), «Постоянство чувств и преданность – от веры».

В последнее время я часто задумывалась над этими словами. «Вы побуждаете любить себя речами и поступками, но вы же и отдаляетесь от них мерзостью своих душ». Я поняла, что близость меж людьми имеет несколько сторон. Внешнюю – это непосредственное проявление внутренней. И внутреннюю – то, что ты чувствуешь, желаешь и думаешь о людях. Увидев противоречия в моих взаимоотношениях внешних и внутренних, я впервые осознала ту бездну, которая пролегает между мной и моими братьями и сёстрами. Да, при встрече мы показываем взаимоуважение и интерес, поддержку, но истинны ли они? Действительно ли я люблю их так, как говорю им об этом или показываю своими объятьями и рукопожатиями, добрыми словами и уверениями? Ответ звучал как страшный диагноз. Нет.

В детстве я чувствовала свою общность, единство с людьми. За время расстояние между мной и остальным миром постепенно росло. Сначала ты любишь весь мир. Потом семью и друзей. Потом круг ограничивается любимым человеком или лучшей подругой. А остальные – за бортом. В конце концов, подобное течение приводит тебя к тому, что, перечеркнув из списка сердца ту горстку людей, которая так или иначе являлась частью твоей судьбы, ты перестаёшь любить и самого себя. Это и есть конец. Это и есть живой труп. А потом начинаются апатия, депрессии, отсутствие смысла жизни.

Я заметила, что и люди вокруг меня такие же. Из сотни человек, улыбающихся мне при встрече, только несколько, наверное, улыбались от души. Вопрос не в том, выйдет солнце или нет. Вопрос в том, будет ли свет и будет ли нам тепло. Ведь бывает так, что солнце светит, но не греет. Так и мы.

Мы – умма. Единая община. Для меня парадоксально равнодушие друг к другу людей, которые верят в одного Бога, верят в пророков (мир им!), в Судный день… Разве можно искренне любить Аллаха, если ты не искренен в любви к Его творениям? «Поистине, вы не уверуете, пока не полюбите друг друга…» Нынешнее положение напоминает мне скорее битву за любовь к себе, где каждый – средство, источник любви, чем искреннюю любовь к другим, где другой – личность, уважаемая и любимая тобой ради Аллаха.

Я заметила, что стало нормой улыбнуться человеку, а потом, отвернувшись, совершить поклёп на него. И я не знаю, что страшнее – делать это осознанно или неосознанно. Оба случая неутешительны. Так как говорят о мерзости и загрязнённости души. Получается, что подобные пороки настолько прочно устоялись, что теперь уже и не замечаешь, как грешишь. А ведь поклёп считается хуже 30 прелюбодеяний.

Если б мы были искренни в своём поклонении Аллаху, если бы действительно желали твёрдой веры, то хранили б свои сердца в крепкой взаимосвязи с нашими братьями и сёстрами мусульманами. Как говорил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение): «Верующие подобны единому организму: если чувствует болезнь какая-то одна часть, то это скажется и на другой». И пусть каждый из нас ответит, применим ли этот хадис к собственной жизни.

Я сделала вывод, что любовь друг к другу, которая значительно улучшила бы нашу жизнь, нашу веру и любовь к нашему Господу, не есть дело улыбок, рукопожатий или добрых слов или дел. Всё перечисленное – это всего лишь способ выразить свое отношение. Любовь к своим братьям и сёстрам – это в первую очередь вопрос глубокого самовоспитания, чистоты души и решительности в стремлении иметь твёрдую веру.

Поэтому не столь важно, насколько приветлив и радушен твой вид, если в душе ты равнодушен или поверхностен в отношениях с людьми. Известный психолог  Зигмунд Фрейд заметил: «Имеющий глаза, чтобы видеть, и имеющий слух, чтобы слышать, может убедиться, что ни одна человеческая тайна не может быть сокрыта. И если уста его молчат, то он будет постукивать кончиками пальцев, и измена просочится сквозь поры его пальцев». Так и наша душа, прорываясь сквозь ограниченность нашего физического тела, объемлет наши движения, жесты, слова, «и измена просачивается сквозь пальцы». Этим и объясняется хрупкость наших взаимоотношений. Слава Всевышнему, что это не относится ко всем. Но всё же для каждого есть повод задуматься…