Признаки разума

 «Религия – это разум.

У кого нет разума, у того нет религии».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)

Когда составляют портрет человека, помимо событий его жизни, достижений и успехов говорят и о чертах его характера. И важное место среди «характерологического» описания отдаётся разуму. Вернее, степени разумности.

Но и здесь неизбежен субъективизм. То, что один считает проявлением разума, другой относит к чему-либо другому. Например, если человек во избежание конфликта с упрямым оппонентом уступил, кто-то может отнести этот шаг к малодушию и неспособности защитить свои интересы. А кто-то – охарактеризовать как дипломатический ход.

Среди признаков разума встречаются такие, как образованность, грамотность, глубокие познания относительно какого-либо предмета, научная деятельность, жизненная успешность и т. п.

Разумность во многом связывается с жизненной позицией человека.

По моему мнению, говоря о разуме, уместно «восхождение» к вопросу о смысле жизни. Если человек считает смыслом своей жизни мирское преуспевание и благополучие, то вполне «разумны» все его действия, которые так или иначе приведут его к этой цели.

Но!..

Здесь, мне кажется, следует провести разграничение между понятиями «ум» и «разум».

Ум способствует выполнению процесса, совершению действия. Он отвечает на вопрос «как».

Разум же определяет целесообразность совершения действия, необходимость получения результата или «обходимость» без него. Он отвечает на вопросы «зачем?», «почему?», «для чего?».

Например, если человек долго трудится над проектом, КПД которого в конечном итоге очень мал, то, как бы хорошо дело ни было сделано, в разумности траты на него стольких усилий, средств и времени приходится сомневаться.

Ум как бездушная машина. Ценность выполняемых действий его не интересует. А вот разум – это индикатор, определяющий, стоит / не стоит, надо / не надо.

Но давайте снова вернёмся к связке разума и смысла жизни – траектории движения судьбы человека.

Я считаю, что разумными можно считать только верующих людей.

Почему? Потому что недопустимо для разумного человека, который со вниманием и тщательным обдумыванием может выбирать предметы каждодневного пользования, работу и спутника жизни, не отнестись с большим вниманием к своей душе, которая и представляет бо́льшую ценность, чем обладание преходящим.

Приоритетной для разумного человека является забота о его собственной душе, за деяния которой он отвечает не только в этой жизни, но и за её пределами. Не случайно победу над тёмной её стороной Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) называл большим джихадом. И Ислам, как религия, есть наилучшее обрамление для всякой души.

Задумываясь о судьбах великих учёных-немусульман, я чувствую сожаление, что такие умы, посвятив лучшее, чего они достигли, развитию мира, науки, искусства, пропали, так и не позаботившись о себе.

Ницше, Шопенгауэр, Фрейд и тысячи других. Кто сомневается в силе их умов? Но какими несчастными они были и как плохо закончили некоторые из них! Возникает вопрос: на что надеются современные молодые люди, которые ищут истину и ответы на насущные вопросы в трудах и изречениях таких людей? Братьям и сёстрам следует быть осторожней со всем, что сказано не последователями Сунны и Корана, осторожными со всем, что не соответствует им. А Аллаху известно лучше!

Итак, главным признаком разума является приверженность Исламу.

Когда ангел Джабраил (мир ему) принёс три подарка (разум, вера и совесть) в виде прекрасных жемчужин Пророку Адаму (мир ему) и предложил выбрать одну из них, пророк (мир ему) выбрал разум. Ангел Джабраил (мир ему) сказал о вере и совести, что они могут возвращаться, так как Адам (мир ему) выбрал разум. Но вера отказалась вернуться, сказав, что Аллах велел ей находиться рядом с разумом. Совесть тоже отказалась уйти, так как «Аллах приказал быть всегда при вере». Там, где разум, там вера и совесть.

«Инструмент верующего – разум», – говорил Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Как было сказано выше, разум – это индикатор, отличающий истину от заблуждения, правильное от неправильного. И это разграничение происходит не в контексте мирских сиюминутных выгод (как удовлетворение актуальных потребностей, например), а в контексте запретов и позволений Сунны и Корана. Всё, что запрещено Исламом, представляет собой скрытое или явное зло для человека, а всё, что разрешено, – благо. Выходит, что разум всегда служит на благо человека, даже если в определённый момент пользование им «причиняет» некоторые неудобства.

Более разумен тот, у кого сильнее вера. А в чём она проявляется? Конечно, вера – это не фанатизм, не слепое следование догмам. Зарождаясь в душе, вера находит своё проявление не только в общей направленности развития и движения человека, но и в том, как он себя ведёт на тех или иных отрезках пути – в разных ситуациях. Свидетельством веры становятся его отношение к людям, к жизни, к миру и последней жизни, тот позитив, радость и польза, которые он привносит в окружающее своим благонравием, присущим истинным верующим. Когда у Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) спросили, какие качества противоречат облику мусульманина, он ответил, что скупость и дурной нрав.

Разум способствует правильному веропониманию. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний даёт понимание в религии тому, кому Он желает блага.

В арабском языке разум обозначается словом «акль» (интеллект), а в английском – слово «sense», которое переводится как «чувство», так и «разум».

В связи с этим можно считать, что разум «локализуется» не в голове, а в сердце. Там же, где находится вера. Ведь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), сказав: «Поистине, вера – здесь», трижды указал на грудь. Степень разумности прямо пропорциональна уровню имана. Чем сильнее иман, тем больше разума. Как будто это его ядро.