Давай поборемся!

Для выяснения отношений люди иногда прибегают к плотному физическому контакту. Как война представляет собой продолжение политики, так и мордобой является ненормальным развитием диалога. Но почему-то такой аномальный исход беседы для многих, увы, не кажется чем-то особенным, противоестественным, неправильным. Причиной такого поведения чаще всего бывает, наверное, повышенная агрессивность, порой глупость и невежество.

Самым лучшим выходом из такого однобокого подхода к жизни, когда проблемы решаются при помощи силы, может быть гармоничное воспитание личности. Шустрый непоседа, с раннего детства достающий и родителей, и учителей, массу своей избыточной энергии мог бы тратить в спортивном зале. Чтобы, став сильным, он был справедливым, ему надо прививать благородные манеры поведения, такие как почитание старших, уважение к младшим. Сильный и образованный молодой человек будет намного лучше и полезнее для веры и общества, чем знающий, но слабый, чем сильный, но безграмотный. Как бойкого малыша после занятий спортом хорошо обучать наукам, точно так же и тянущегося к знаниям нельзя оставлять без физической нагрузки. Мы же видим, как человек, занятый напряжённым умственным трудом, тянется к какой-то нагрузке для тела, обычно ему необходимо поработать руками. Покопаться в огороде, посадить дерево или ухаживать за цветами для учёных, врачей, других работников умственного труда – необходимость на уровне интуиции.

Прекрасными, многогранными личностями становятся и те, кто, обучаясь в учебных заведениях, не забывает о занятиях спортом, физической подготовке. Такая нагрузка может быть и умеренной, но всё же не будет толкать молодёжь проводить где попало борцовские поединки с призывом: «Давай поборемся!» Кто-то скажет: «Уж лучше так, чем кровавая бойня, с матом, оскорблениями, унижением!» Конечно, «битв гигантов» лучше не допускать, ограничив выход молодецкой дури-удали братским проходом в ноги или «мирным» бедровым броском, с небольшим затем болевым удушением. Ничего страшного – тротуарная плитка или коридорный паркет универа легко выдерживают тело молодого бойца.

А те, кто не насыщается такими шалостями или хотят славы и признания, делают карьеру в большом спорте. Говорить о том, что некоторые из профессиональных борцов-рукопашников выходят в многогранники или на другие ринги, чтобы банально заработать на жизнь, считается как-то неприличным или неуместным. Зная об отношении Ислама к таким боям, когда в ходе поединка наносятся удары по лицу, некоторые молодые спортсмены по тем или иным причинам всё же дозволяют для себя участие в них. Пророк (мир ему и благословение) не допускал наносить удары по лицу кому бы то ни было. В хадисе так сказано: «Когда кто-либо из вас будет сражаться, пусть остерегается бить по лицу» («Сахих-уль-Бухари»). Попадая в грех из-за запрещённого битья по лицу человека, такие спортсмены выглядят ещё и как современные гладиаторы, тешащие публику, которая охоча до зрелищ. Они перед боем единственно не говорят: «Идущие на смерть приветствуют Цезаря!» А в остальном они такие же бестиарии. Бьются, душат, ломают кости, проливают кровь, а порой и смерть случается. А благодарные и ненасытные до зрелищ болельщики рукоплещут и веселятся, наслаждаются и улюлюкают. Их арена – это сцена, где не забавляются, а проживают жизнь и умирают на ней. Не мусульманское это занятие…

Наша религия поощряет тренировку своего тела, не запрещает занятия спортом, физическую подготовку. Известен хадис, в котором есть прямой призыв к таким тренировкам: «Любое действие, отвлекающее верующего от поклонения Аллаху I, является пустой тратой времени, за исключением четырёх занятий: стрельбы по мишеням, езды на лошади, игры с семьёй и обучения плаванию» (ат-Табарани). Если проецировать это на современность, получится, что нам следует обучиться навыкам обращения с оружием (метко стрелять), уметь ездить на транспорте и плавать, да упражняться с членами семьи.

Тренироваться надо отнюдь не для того, чтобы напасть на кого-нибудь, захватить чьё-либо имущество или сотворить зло. Всевышний Аллах предостерегает мусульман от подобного (смысл): «Нет более нечестивого и несправедливого к истине и к себе, чем человек, которому дали понятия Корана, т. е. веры в Аллаха, но он отвращается от веры. Мы воздадим нечестивым грешникам возмездием!» (сура «ас-Саджда», аят 22). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто захватит землю притеснением размером в пядь, в Судный день на него наденут ожерелье из семи земель» (от Ибн Умара хадис привели Бухари, Муслим, Ахмад). В другом хадисе говорится: «Кто будет ходить с притеснителем, чтобы помочь ему, зная, что он притеснитель, тот покинул Ислам» (Ахмад, Табарани).

Вопреки расхожему мифу о кровожадности мусульман последователи Ислама не посягают на чужое, а лишь защищают своё, не нападают, а обороняются, не бесчинствуют, а соблюдают порядок. А для того, чтобы не оказаться беззащитной жертвой, не допустить насилия и несправедливости, муслимы получают знания и тренируют тело.

Подобно тому, как, получив знания, не кичимся этим, а лишь стараемся следовать познанному, так же, став сильными, не храбримся, а лишь готовимся к испытаниям.