Философия греха, или Побочный эффект

Когда дьявол из-за зависти к Адаму  ослушался Творца и стал проклятым, он поклялся, что будет сбивать людей, обольщать их и вводить в грех. На это Всевышний ответил, что каждый раз, когда люди искренне раскаются в своих провинностях, Он будет их прощать.

Каждое прямое или косвенное нарушение заповедей Господа имеет свои побочные эффекты.

Последствия какого-либо греховного действия, как правило, нежелательные, и характерны они для всех областей человеческой деятельности, действий и поступков, запрещённых Всевышним Аллахом.

Побочный эффект греха – результат многовекторности причинно-следственных связей. Человек, ослушиваясь Господа, может наивно полагать, что если он сделает «А», то получит в результате «Б». Но в итоге его ждёт наказание, эквивалентное его действиям.

Обычно о побочных действиях грехов не задумываются, считают их не основными и не ожидают их.

Это результат ограниченности мировоззрения, плоскости мысли и слабости веры. Тогда как на самом деле совершение греха, каким бы оно ни было, подразумевает последствия как на этом свете, так и в вечном мире.

Эти последствия можно принимать и как основные, и как дополнительные, при этом не всегда предсказуемые. Например, людей, совершающих такой большое преступление, как прелюбодеяние, ждёт мучительное наказание в вечной обители. Но ещё и при жизни такие люди могут получить дополнительные наказания в виде венерических заболеваний и других мирских лишений и тягот. Если даже по воле Аллаха  человеку удастся вылечиться от такой болезни или избавиться от лишений, то от основного последствия в виде наказания на том свете можно спастись лишь через прощение его Творцом.

Что греховно, а что нет, чётко определено в Исламе. Но в современном мире, развитие которого идёт по нарастающей, методов совершения греха и возможностей попасть в сети дьявола существует великое множество. При неверной реализации и применении человеком сил и возможностей, данных ему Богом, вероятны многочисленные искажения требований Шариата, а значит, отклонения от пути к истине и возникновение заблуждений.

Греховным может быть действие (или бездействие), слово, желание, чувство.

 

Каждый проступок и даже незначительный ложный шаг оказывает разрушающее воздействие на внутренний, духовный мир того, кто его совершает.

Душа каждого человека при появлении на этом свете чиста. И каждому ребёнку до совершеннолетнего возраста (до полового созревания) грехи не записываются. И в какой-то момент человек, уже став совершеннолетним, открывает новую чистую страницу своей будущей жизни. По мере нарушения заповедей, постепенно на ней появляются пятна, душа чернеет, сердце черствеет, блекнет его свет. Постоянство в грехах толкает человека в страшный омут, из которого сложно выбраться.

Если человек не предстаёт перед Создателем каждый день, пять раз совершая обязательные молитвы, то он беззащитен перед дьяволом и, подверженный его влиянию, наносит безжалостные удары по своей душе. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)  отмечает, что намаз – это опора религии. «Рухнет религия того, кто оставит намаз», – говорится в священном хадисе.

Всевышний Аллах говорит, что намаз оберегает человека от всего гнусного и непристойного. Если же нет этой защиты, то можно ожидать любых неординарных действий со стороны человека. Его сердце может быть охвачено такими пороками, как жестокость, зависть, гордыня, высокомерие, алчность, неисполнительность, лицемерие и т. д.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний Аллах не смотрит на ваши тела и ваши внешности, а смотрит на ваши сердца» (привёл Муслим).

По чистоте и совершенству души будут определять последующую, вечную судьбу человека.

 

Главная задача человека – сохранить и укрепить чистоту и здоровье души, ибо она бессмертна и предстанет перед Аллахом  в Судный день.

Сказано в Священном Коране (смысл): «День, когда не пригодится ни богатство, ни сыновья, кроме как тем, кто предстанет перед Аллахом  с чистым сердцем (от многобожия и лицемерия)» (сура «ан-Нур», аяты 88–89). Точно так же, как может заболеть тело, душа может быть омрачена болезнями, которые вызваны действиями, запрещёнными Всевышним.

Человечество не безгрешно, защищёнными от всего запретного являются только пророки. Но мы не пророки, и нам сложно, фактически невозможно без ошибок пройти свой жизненный путь. Однако Милость Аллаха  безгранична, верный указан нам путь к спасению, дано нам такое великое благо, как покаяние. До последнего вздоха человека Аллах  даёт ему шанс раскаяться.

Это единственный верный путь к спасению. Искренне кающиеся подобны тем, кто не совершали грехов.

 

Ибну Аббас  говорит, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда раб обращается к Аллаху  с раскаянием, Аллах  принимает его раскаяние и заставляет ангела, записывающего его деяния, и органы человека забыть о его грехе, чтобы они не свидетельствовали в Судный день перед Аллахом  о совершённом грехе. Также об этом забывают все свидетели на земле и на небе, никто и ничто не может свидетельствовать об этом совершённом грехе в Судный день».

В хадисе, переданном от Ибну Аббаса, говорится: «К Пророку (мир ему и благословение)  пришли многобожники, которые совершали грехи, убийства и прелюбодеяния, и сказали ему: «Религия Ислам, к которой ты призываешь, прекрасна, если ты поведаешь нам то, чем можно искупить наши грехи». И тогда был ниспослан аят, в котором говорилось, что все эти грехи прощаются тем, кто уверовал в Аллаха, совершил искренне тавбу и в последующем будет совершать благие деяния».

В другом аяте говорится, что нельзя терять надежду на милость Создателя. Поэтому мы должны раскаиваться и надеяться на Аллаха  в том, что Он примет наше тавбу и простит нас.

 

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Послушайте, воистину в теле человека есть кусок мяса (плоть). Когда он улучшается, улучшается всё тело, а когда он ухудшается, ухудшается всё тело, – это сердце».

Поэтому мы должны просить Всевышнего, чтобы Он защитил наши сердца. Пророк (мир ему и благословение) часто просил: «О, Изменяющий сердца, укрепи моё сердце на истинном пути».