О том, как формируется характер человека

Все мы прекрасно знаем, что перед Всевышним тот из нас будет лучше, кто обладает наилучшим нравом. В чём же проявляется наш нрав, как его измерить и как определить, хорош он или нет? Со второй частью вопроса всё более или менее понятно, потому как известно: обладатель хорошего нрава – это тот человек, от языка и действий которого не страдают другие люди и при наблюдении за которым мы начинаем задумываться о красоте его души, ставить его себе в пример.

Что же касается первой части, то тут, конечно, имеются определённые сложности, связанные с измерением характера, вернее отдельных его проявлений. Но и тут на помощь может прийти академическая психология со своим арсеналом методик определения тех или иных проявлений нрава человека. Однако оставим эти сложные профессиональные методы специалистам и займёмся рассмотрением самого нрава, его сущности.

«Нравственность», «нравится», «нравоучение» – однокоренные слова с корнем «нрав», которые мы слышим довольно часто. Нравственность, как известно, проявляется в хорошем отношении человека к окружающему миру, в соблюдении определённых моральных норм, принятых в обществе.

Нравоучение – это процесс обучения конкретного человека нормам поведения, так сказать, облагораживание, очеловечивание. Что же касается слова «нравится», то это больше относится к эмоциональному отношению, выражающемуся в принятии, желании взаимодействовать. Естественно, нормальному, нравственному человеку не будет нравиться моральный урод, ему будет нравиться тот, кто соблюдает нормы морали, хорошо относится к людям, то есть тот, кто будет отличаться благим нравом. Вот мы и снова вернулись к нраву. Важно знать, что он собой представляет и, что наиболее важно, как он формируется. В общем смысле под нравом понимается особенность поведения человека, его привычки и характер.

Что же касается характера, то в психологии под ним понимается индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для него способ поведения в определённых жизненных условиях и обстоятельствах. В принципе, мы будем правы, если будем рассматривать характер и нрав как синонимы. Само слово «характер» произошло от греческого и переводится как «отпечаток». Если посмотреть на определение характера и его перевод, то встают закономерные вопросы: кто отпечатывает эти самые индивидуальные особенности? рождается ли человек с готовым характером или он формируется? Ответы на эти вопросы не так уж легко дать, потому что в психологии нет единого мнения насчёт влияния на человека наследственности и среды. Из всех мнений на этот счёт наиболее принято то, согласно которому эти оба фактора находятся в тесном взаимодействии. Мы не будем вдаваться в научные споры, оставим их для людей, занимающихся наукой, и сконцентрируем своё внимание на тех вещах, которые имеют практическое значение.

Как известно, до совершеннолетия ребёнок не несёт ответственности за те поступки, которые не расцениваются как благие и больше относятся к категории порицаемых (враньё, мелкие кражи, порча имущества и др.). Это обусловлено тем, что у него ещё не до конца сформирована морально-нравственная сфера личности, нет чётких представлений о том, что хорошо, а что плохо. Однако надо понимать, что в этот период идёт становление характера и на родителях лежит ответственность за то, каким вырастет ребёнок, обладателем какого нравственного облика он станет. В связи с этим и возникает проблема формирования личности, воспитания характера, раскрытия внутренних механизмов.

Чтобы понять механизм формирования характера, важно знать его структуру. В структуре любого характера важно выделить две основные стороны: форму и содержание. Содержание характера в основном проявляется в определённых установках, мотивах, потребностях, интересах и т. д. То есть это всё то, что влияет на проявление характера. Под формой же мы будем понимать само проявление характера, выражающееся в определённых отношениях. В этом русле выделяют четыре основных отношения человека: к труду; к самому себе; к вещам; к другим людям. Эти отношения и образуют так называемый симптомокомплекс характера, то есть систему взаимосвязанных психологических процессов. Ведь трудно представить автономное отношение, скажем, человека к другим людям, не учитывая того, как он относится к себе, к своим вещам и к собственной деятельности. Крайне важно знать, как именно начинают формироваться те или иные отношения, что влияет на них, какие невидимые для постороннего невооружённого глаза психологические процессы за этим кроются. В современной психологии принято считать, что психологическая основа характера закладывается буквально с первых дней жизни, но вместе с тем есть данные о том, что характер закладывается ещё до рождения, во внутриутробном развитии. Это явление обусловлено тем, что воспитание ребёнка во многом будет зависеть от того, желанный он или нет, кого больше хотели родители – девочку или мальчика, в каких условиях он родится, а также многим другим. Именно поэтому родители должны заранее подготовить себя к такому ответственному занятию, как воспитание характера ребёнка.

В далёкие времена, когда психология ещё не была сформирована как самостоятельная наука и развивалась преимущественно в рамках философии, считалось, что человек рождается как чистая доска (Tabularasa) и потом уже общество «рисует» на нём свой характерологический узор. Как же на самом деле обстоит дело, почему ребёнок может очень походить характером на своих родителей, дедушек и бабушек, или обладать вообще уникальными для семьи отличительными чертами?

Во многом это зависит от того, что человек на самом деле не рождается как чистая доска, он рожается с определёнными задатками того или иного характера. Дело в том, что от рождения человек обладает своим собственным темпом протекания психических реакций, особенностями нервной системы, унаследованными от родителей. Эти особенности во многом предопределят развитие базовых черт характера, лёгкость формирования одних и сложность – других.

В общем виде характер строится на темпераменте, а темперамент зависит от особенностей центральной нервной системы. Есть определённая закономерность в том, как будет формироваться характер при том или ином типе темперамента. К примеру, вероятность того, что ребёнок, родившийся с холерическим типом темперамента, будет обладать агрессивным, резким характером, значительно выше, чем у ребёнка с другим типом темперамента. То же самое справедливо и, к примеру, для меланхоличного темперамента. Вероятность того, что из такого ребёнка вырастет довольно мягкий, излишне эмоциональный, но в то же время чуткий и отзывчивый человек, значительно высока. В общем виде темперамент и характер находятся в сложном взаимодействии: темперамент может либо мешать, либо помогать развитию определённых черт характера.

Однако это в большей мере относится к форме характера, но не к его содержательной стороне. От родителей, от их воспитания во многом зависит содержательная сторона характера, те ценности, которые человек будет исповедовать, те потребности, которые будут его толкать на совершение тех или иных поступков. Ведь нельзя однозначно сказать, что такая черта характера, как агрессивность, абсолютно плохая. Агрессивность – это лишь форма, но она во многом зависит от содержания, то есть от того, на что именно будет направлена эта агрессия: на причинение вреда другим людям или на умение защитить самого себя или более слабого. Аналогичная ситуация с такой чертой, как трудолюбие. Человек может не жалеть собственных сил, разрушая хорошее, или, наоборот, направить силы на созидание хорошего.

Подобное распределение справедливо для любой черты характера. Отсюда можно сделать вывод, что независимо от того, какую основу характера унаследовал человек, в большей мере от воспитания родителей будет зависеть, хорошим нравом будет он обладать или скверным.

Конечно, многие могут на это возразить, утверждая, что приложили все силы по воспитанию в ребёнке доброго нрава, но тем не менее он вырос с отрицательным характером. На самом же деле это заявление не имеет под собой убедительной основы. Дело в том, что идёт не только генетическое наследование, о котором широко известно, но и социальное. Ребёнок копирует то, что видит в поведении родителей, или подражает героям сказок, мультфильмов или компьютерных игр. Для родителей важно не столько говорить ребёнку, каким он должен быть, сколько показать ему благой поступок на собственном примере. Он как губка впитывает всё, что видит, слышит и чувствует. Крайне важно не допускать двойственности в собственном поведении. Это ситуации, когда имеется серьёзное расхождение между словами и поступками родителей. Это может проявиться, например, в том, что родитель учит ребёнка не врать и всегда говорить правду, но вместе с тем просит пойти посмотреть, кто стучит в дверь, и при этом сказать, что мамы или папы нет дома.

Важно также действовать по принципу поощрения и наказания. Нельзя оставлять без внимания как хорошие, так и плохие поступки ребёнка. За хорошее действие нужно обязательно похвалить и сказать, что он поступил хорошо, а за плохой – сделать замечание. Ни в коем случае нельзя давать базовых оценок, вроде «ты плохой мальчик (или девочка)». Нужно всегда отмечать поступок, но не личность, что выражается в формуле: «То, что ты сделал, – это плохо/хорошо». Таким образом у ребёнка начнёт формироваться чёткое представление о том, что делать можно, а чего следует избегать. То же самое справедливо в оценке действий других людей, героев сказок и мультфильмов.

Родители, не будьте беспечны в вопросах воспитания. То, что вы сейчас привьёте своему ребёнку, будет сопровождать его всю жизнь, поможет ему стать счастливым или несчастным. Не пускайте на самотёк такое важное дело, как воспитание, и сами становитесь лучше, если хотите, чтобы из ваших детей выросли люди с благим нравом. Не хвалите ребёнка понапрасну, пусть он заслужит похвалу своими поступками, но если он её заслужил, то не оставляйте это без внимания.