Философия справедливости или Социальная защита населения в Исламе

Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, религиозного, морального, правового и политического сознания.

Во все времена мыслители обращались к проблеме справедливости. В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке.

Каждый человек в зависимости от ситуации даёт своё определение понятию «справедливость». Даже тираны свою жестокость и бесчеловечность пытались оправдать, называя её справедливостью. Многие из них действительно верили в то, что их кровопролитие – это стремление к справедливости. Но справедливость не может быть изменчивой, она величина постоянная. Её можно сравнить с сиянием, и у неё обязательно есть свой источник.

Если спросить, что же является источником этой самой справедливости, которую все ищут, есть только один ответ – это Ислам, религия всех пророков, начиная от Адама (мир ему) и до Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Ной (мир ему), Авраам (мир ему), Моисей (мир ему), Давид (мир ему), Соломон (мир ему), Иисус (мир ему) и остальные пророки все до единого были источниками, своими лучами освещавшими дорогу к справедливости и божественной истине народам мира. Священный Коран и благородные хадисы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) являются для нас эталоном справедливости

Пророки Всевышнего умели находить справедливые решения даже в самых сложных ситуациях. Наглядно это видно на примерах жизни посланцев Аллаха. Вот один из них.

Во времена Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) при реконструкции священной Каабы, когда стены её были подняты на определённый уровень и необходимо было вставить в угол Чёрный камень (хаджарул асвад), между курайшитами возник серьёзный спор (этот камень был принесён из Рая, и арабы очень почитали его ещё со времён Пророка Ибрахима (мир ему)). Представители всех курайшитских родов объявили, что готовы сражаться до смерти за право поставить камень на место.

По совету старших все решили, что согласятся с решением первого человека, вошедшего в мечеть через дверь «Бани Шайба». И первым пришёл Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), которому в то время было 35 лет. Курайшиты очень обрадовались его приходу, потому что он славился своей справедливостью и чистосердечностью. Его называли честным, надёжным человеком (аль-Амин). Все согласились с тем, чтобы решение вынес он. Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) постелил свою накидку и положил на неё Чёрный камень. Затем он попросил, чтобы представитель каждого племени взялся за угол накидки, и они все вместе подняли её и поднесли к стене, а Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сам взял и установил Чёрный камень в углу Каабы. Мудрый старец Луммаят сказал восхищённо: «Этот юноша станет известным как великий миротворец благодаря своему умению регулировать конфликтные ситуации».

Социальная справедливость в Исламе

Общественный идеал – социальная справедливость. Философы, постоянно размышляя о «теории справедливости», формулируют для неё свои принципы. Но все чаяния по справедливости вне рамок Ислама стали похожими на «изобретение велосипеда». После пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и ниспослания ему священного Корана был окончательно сформулирован и продекларирован всему человечеству уникальный и эксклюзивный образец справедливости, который невозможно превзойти или предложить взамен что-либо более совершенное.

В Исламе всё строится на абсолютной справедливости и следовании принципам божественной религии, способствует урегулированию наисправедливейшим образом всех противоречий и парадоксальных ситуаций.

Также в Исламе всё объясняется с опорой не только на священные тексты и хадисы, но и на научные и исторические факты, идеи естествознания, логику и философию, которая эти идеи оправдывает и аргументированно обосновывает.

В Исламе во всём есть свои правила, начиная от управления государством и кончая этикой совместной деятельности индивидов. Эти рекомендации помогают каждому человеку в их стремлении к более точному и адекватному определению своего места в мире.

Государство. Субъектом управления общественными процессами является государство.

В современных капиталистических государствах его основными целями трактуются сохранение нормальных взаимоотношений между членами общества, заключающихся в обеспечении безопасности жизни и собственности людей, а также реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как свобода, мораль, справедливость и т. д. Эти слова очень красиво звучат, но не отражают действительность и реалии современности. Страны Запада у себя стараются их реализовывать или хотя бы создают видимость. Но они не заинтересованы в том, чтобы в других странах, особенно в странах исламского мира, эти права и свободы применялись.

Потенциал Ислама, если взять его за основу, обеспечивает реализацию этих целей в полной мере.

На данный момент почти все государства исламского мира тоже далеки от идеала. Это, в частности, результат того, что они когда-то были колонизированы Западом. Хотя со временем формально они все получили независимость, всё же остались зависимыми от бывших колонизаторов, и им не дают развиваться самостоятельно. А те страны, которые рискнули полностью избавиться от чужого давления, были заново колонизированы. Это мы видим на примере Ирака и Ливии.

И другие мусульманские страны под влиянием Запада стали маргиналами. Взяв за основу арабскую национальную идентичность, а не Ислам, который охватывает всё, арабские страны стали некими маргиналами. Избавиться от исламского наследия они не могут, а без этого они не будут полностью приняты и Западом. Вот они и оказываются в ситуации «ни там, ни здесь».

Экономика. Безысходность заставляет мировую общественность искать пути выхода из «всеобщего кризиса» и формировать новые институты политической системы. В этом поиске всё чаще и чаще учёные, политики, философы и простой народ приходят к мнению, что за основу новых институтов необходимо брать принципы Ислама и на этой платформе строить будущее человечества. Например, основа классической банковской системы – ссудный процент и всемирный экономический кризис. Современные экономисты открыто признают, что нормы исламского права идеальным образом регулируют экономические взаимоотношения и полностью исключают обогащение одних за счёт банкротства других.

Социальная защита населения по-исламски

Хотя само слово «Ислам» и есть полное определение понятию «справедливость», можно отдельно выделить некоторые классические исламские механизмы, обеспечивающие справедливость и гарантии жизнедеятельности человека на Земле.

Закят. Система закята в комплексе решает проблемы всех социально не обеспеченных слоёв общества. Каждый, кто выплачивает закят, осознаёт, что выполняет волю Всевышнего. И все восемь категорий людей, упомянутых в Коране в качестве тех, кому полагается закят, получая его, чувствуют, что это поддержка со стороны общества в целом и состоятельных людей в частности. Они не чувствуют себя изгоями и несправедливо обделёнными.

Закят – это укрепление устоев общества и право бедных и нуждающихся получить свою долю в тот момент, когда они оказались беспомощными. Каждый человек в таком обществе, где исправно выплачивают закят, понимает, что общество поможет ему в трудную минуту, и он сам тоже бывает готов помочь другим нуждающимся. Действует принцип «все за одного и один за всех», или «относись к другим так, как желаешь, чтобы относились к тебе».

Всевышний, говоря в Коране о закяте, упоминает его вместе с намазом, который является основной и важнейшей обязанностью человека после принятия Ислама, что говорит о значении, которое придаётся закяту в Исламе. Закят отличается от обычной милостыни тем, что это обязанность.

Стоит отметить и такую всемирную ежегодную благотворительную акцию, как раздача мяса в дни праздника Ид аль-Адха (Курбан-байрам). В эти дни миллионы тонн мяса заготавливаются и раздаются бедным, нуждающимся, родственникам, друзьям и близким.

Помимо этого есть бесчисленное множество повелений укреплять взаимоотношения между людьми, относиться наилучшим образом к соседям, родителям и т. д.

Общество, где есть единство, коэффициент справедливости тоже увеличивается. А для консолидации в Исламе есть все необходимые условия. Это и ежедневная пятикратная молитва в коллективе, и еженедельная пятничная молитва, и хадж – ежегодный всемирный конгресс мусульман. Но все старания и стремление к единству и справедливости будут тщетны, если не будет искренности в делах. Искренность – это та единственная и определяющая составляющая цены любого действия или поступка. Работа по выработке искренности в душе и есть душа Ислама. А процент искренности и будет определять удельный вес наших действий на чашах весов в Судный день. В этом и заключается настоящая справедливость Ислама.