Что скажет в судный день твой язык?

Сможешь ли удержать свой язык за зубами?

Он подобен собаке, привыкшей к свободе.

Как ты сдержишь его, если всю жизнь, годами,

Будто конь без узды, он не знает поводьев?

Самое неудержимое, что есть у нас, – это язык. Мы можем иметь ленивые руки, ноги, ум… но этот орган неустанен в своём труде. Говорят, «язык без костей». Точно, он лёгкий, подвижный и активный. В своей деятельности он часто опережает мозг, выдавая наружу необдуманные слова. Говорят, «слово не воробей: вылетело – не поймаешь». Так и есть. Ты сказал, потом, возможно, пожалел, но сделанного уже не воротить: нельзя слово запихать обратно и сделать вид, что его не было. И придётся столкнуться с его последствиями, причём, скорее всего, и в этой жизни, и в последующей.

В Судный день мы узнаем окончательную цену тому, что вылетало из нашего рта. В этот день наши органы покажут, кто их Истинный Господин, ведь они даны нам Им с определённой целью. Ведь сказано, что не сотворил нас Всевышний ни для чего, кроме как для поклонения. И всё, что мы имеем в нашем теле, дано нам для этого. И в День воскрешения каждая часть нашего организма будет свидетельствовать «за» или «против» нас. Сейчас наш язык говорит по нашей воле и молчит по ней же. Там мы будем мечтать, чтобы он оставался безмолвен, но это будет не в нашей власти. Мы не сможем сказать ему «молчи» тогда, но сейчас у нас есть возможность освоить науку праведного молчания. Надо только понять её значимость и цену каждого слова сейчас, пока ещё можно что-то изменить, пока ещё Аллах принимает наше покаяние за сказанное «не то».

Если мы хотя бы в течение одного дня смогли записать то, что говорим, на диктофон, а потом сесть и прослушать, стирая всё лишнее, греховное и просто пустое, как много нашей прямой речи сохранится на этой записи? В Судный день мы не сможем стереть ничего из записанного ангелами за нами. Милость Аллаха к Его рабам настолько велика, что Он повелел не фиксировать в книге жизни за нами дурные поступки мгновенно, давая время переосмыслить их и раскаяться. Но наш нафс редко даёт свершиться подобному. Обвинять себя неприятно, а оправдывать – наоборот. Мы слушаем наше свободолюбивое эго и начинаем размышлять примерно так: «в конце концов, разве не имела я права сказать ей, что думаю?», «на самом деле я сказал ему то, что он хочет слышать, что здесь плохого?», «сейчас я нагрубила только в ответ», «я не пустословил, просто заполнял паузы», «я был вынужден соврать» и т. п. Нам легко уговорить себя, что промолчать было бы не лучшим делом, однако в 80–90 % случаев, увы, золотым выбором было бы молчание.

Почему же молчать, не вступая в запретные разговоры, так сложно?

Кто к злословью привык, полюбив больше мёда, –

Очень сладки становятся сплетни ему.

Не устанет язык, сплетни скуку разгонят,

Болтуна сердце ввергнув в могильную тьму.

Просто мы привыкли к подобным разговорам. Они идут вокруг нас с самого рождения, и мы сначала их просто слушаем, а по мере взросления и вступаем в них. Нам не кажется, что обсуждать действия соседки Саният – дело постыдное, потому что это обыкновенное, рядовое явление нашей жизни. И грубые выражения, ложь, пустословие – всё это звучит повсеместно, и кажется более нормальным вступать в подобное, чем избегать. Большинство из нас цену каждого слова узнают во взрослом возрасте, когда уже у нашего языка появилась куча вредных привычек, так сказать. И от них нужно стремительно избавляться, но опыт, как это делать, приходит в тяжёлой и утомительной борьбе с этим изворотливым и подвижным органом. А точнее, с тем, что толкает его на подвиги: с нашим нафсом, греховной натурой, рабом которой язык зачастую является по доброй воле. Иногда, оценивая всё, что было наговорено за всего один вечер, думаешь: «Не может быть, чтобы я всё это сказала». Но сделанного не вернуть, можно только раскаяться. Отсутствие покаяния за грехи языка приводит нашу душу к духовной тьме, гася наш внутренний свет. Просто помните: всё, что вы говорили, забыв, что Всевышний Аллах видит вас, хотя вы и не можете сами Его видеть, вам предстоит услышать на Судном дне. Сейчас вы можете приказать вашему языку замолчать, просто не хотите или не считаете нужным этого делать. Там же вы будете мечтать, чтобы он подчинился вашей команде «замолчи уже», но повелевать ему будет уже не в вашей власти. Несдержанность в речах в этой дунья обернётся для нас трагедией в тот день, когда нам так сильно будут нужны свидетели нашего благочестия!

Смуты, драки, войны – все они начинаются со слов. Как много бед и несчастий случается из-за того, что сказали и что не сказали! От неверных слов разрушается жизнь людей, распадаются браки, тает доверие между близкими. Между тем речь благая несёт в себе мощную созидательную силу. Иногда одного лишь «простите меня» достаточно, чтобы мир изменился. При помощи наилучших слов распространился по земле Ислам. Проповедь религии – лучшая речь, за свидетельство о которой не надо будет краснеть в День Суда. Там вокруг нас будут стоять люди, которым не будет стыдно, когда они будут слушать свидетельство своего языка. Самыми счастливыми из них будут те, речи которых всегда были благодатны и сдержаны. Язык, так же как и любая часть нашего организма, дан нам для того, чтобы мы наилучшим образом смогли осуществить свою миссию на земле: поклонение. Используйте его по назначению, и это будет наилучшим для всех нас.

Как же счастливы те, кто Аллаха познали

И сумели язык до конца обуздать!

Восхищается сердце моё мудрецами –

Теми, кто может меру в речах соблюдать.

В каком завидном положении будут находиться люди, которые направляли свой язык на служение религии Аллаха, во всём остальном удерживая его в покое! Взвешенность и выверенность в том, как используешь дар речи, – удел мудрецов. Ребёнок не знает о необходимости обуздывать язык, и часть взросления – это необходимость овладеть наукой красивой и благодатной речи. Не стыдно, когда мы стараемся, но у нас не получается. Стыдно, если мы привыкли к строптивости собственного языка и уже не стараемся подчинить его своей воле, власть над ним полностью отдав нафсу.

Поистине в Судный день некоторым из нас будет бесконечно жаль, что Всевышний Аллах не сделал их немыми от рождения. Я молю Аллаха, чтобы это была не я.

В статье использованы цитаты из назму Саида-афанди аль-Чиркави