«Ребёнок-бутерброд», или Средненький – не старший и не младший

«Ребёнок-бутерброд»… Интересное выражение, не правда ли? Слышали ли вы его? Думаю, что большинство из нас не слышали, хотя ко многим мусульманским семьям данное выражение имеет прямое отношение. А также все сопутствующие проблемы, связанные с ситуацией «ребёнок-бутерброд».

Как показывает практика и частота вопросов в плане воспитания детей, а также взаимоотношений детей между собой и между родителями, такая проблема далеко не редкость.

Что же, давайте будем разбираться.

Немного теории…

«Ребёнок-бутерброд» (в английской традиции – «сэндвич-бэби») – это особое название среднего ребёнка в семье. Своё название «ребёнок-сэндвич» получил от одноимённого бутерброда, состоящего из двух кусков булки и начинки посередине. Вот как раз в этой середине, собственно, всё и дело.

Согласитесь, многие мусульманские семьи имеют средних детей, но, к сожалению, далеко не всем удаётся воспитывать их в гармонии с собой и окружающим миром. Почему это происходит?

«Сэндвич», средний ребёнок в семье, впереди себя имеет старшего брата или сестру, а позади – младшего. Некоторые родители признаются, что как бы «перешагнули» через второго малыша, сосредоточив своё внимание на младшеньком. Получается, что позиция среднего ребёнка всегда особенна: до старшего ребёнка ему всё равно не дорасти, а привилегированное положение младшего у него отняли.

Возраст детей, разница в их возрасте, пол – всё это играет большую роль как в расстановке сил, так и в динамике детских отношений.

Если между вторым и третьим ребёнком имеется значительный возрастной интервал, то эффект укороченного эмоционального младенчества и сильного стресса, как правило, не проявляется. В этом случае средний ребёнок объединяется в пару со старшим ребёнком.

При более солидной разнице между старшим и средним и маленькой разницей между средним и младшим можно увидеть более разнообразную картину со всеми перипетиями и драматизмами.

При наличии в семье нескольких разнополых детей с маленькой разницей в возрасте дети, как правило, объединяются по половому признаку. Зачастую родители, сами того не подозревая, поощряют это деление на подгруппы, находя естественным, что мальчики играют с мальчиками, а девочки – с девочками. Если на стороне одного пола численное преимущество, то дети противоположного пола терпят неудобства: их не принимают в игру, отбирают игрушки.

Наиболее сложная ситуация в семье складывается, если все три ребёнка однополые и разница между детьми слишком мала. Тогда при неправильном поведении родителей неизбежны ревность, конфликты, соперничество.

Конечно, сейчас мы слишком сгущаем краски, и всё может быть совсем не так. Многое, если не всё, зависит от поведения родителей, от их умения правильно себя вести при воспитании детей. Но, к сожалению, не всем это удаётся, и тогда у среднего ребёнка действительно наступают такие проблемы, на которые уже нельзя не обратить внимание.

Когда стоит бить тревогу?

•             Довольно часто у среднего ребёнка проявляется демонстративное непокорство или поведение, не согласующееся с правилами поведения в группе сверстников.

•             Долгое время присутствует проблема с самостоятельностью и самоконтролем.

•             Выраженные проблемы в обучении (как знак привлечения родительского внимания).

•             Средний ребёнок занял позицию «слишком хорошего», «практически идеального». При этом проблемы могут проявиться в психосоматических заболеваниях.

•             Средние дети, наоборот, растут излишне «колючими».

•             Средний ребёнок начинает значительно отставать по эмоциональным или интеллектуальным показателям от сверстников.

•             Средний ребёнок боится всего нового, не верит в себя, свои силы и способности.

•             Слишком застенчив или не в меру агрессивен с другими детьми.

Как помочь?

1.            Когда у вас рождается третий ребёнок (а ещё лучше, когда вы узнаёте о своей беременности третьим ребёнком), следует особенное внимание уделить именно среднему чаду, чтобы помочь ему освоиться в новой роли. Теперь он тоже стал старшим. Это и почётно, и ответственно. Но перемена не должна быть слишком резкой; иногда ему захочется, как прежде, побыть малышом.

2.            Не возлагайте на него сразу слишком больших надежд в отношении помощи по хозяйству, особенно если раньше он был освобождён от таких обязанностей. Давайте новые задания постепенно и не ожидайте стабильности. Он ещё не скоро начнёт выполнять свои домашние обязанности всегда охотно и без напоминания.

3.            Постарайтесь чаще проводить время со средним ребёнком, играть с ним в его любимые игры или рассказывать что-нибудь увлекательное. Если времени не хватает, просто посидите рядом, пока он делает уроки, а вы утюжите, чините бельё или заполняете квитанции по квартплате.

4.            Не забывайте и о первенце – видя вашу озабоченность чувствами среднего ребёнка, он может пережить новый виток ревности.

5.            Вспомните о совместном чтении – это прекрасная возможность посвятить время старшим детям. Используйте для этого занятия частые грудные кормления. Привлеките к прогулкам с новорождённым мужа или бабушку, а сами посвятите освободившееся время старшему и среднему ребёнку. Или гуляйте все вместе, играйте и беседуйте со старшими, пока малыш спит в коляске.

6.            Устройте для каждого ребёнка свой собственный уголок в комнате, где у него будут его личные неприкасаемые вещи.

7.            Пожелайте добрых снов каждому ребёнку в отдельности, подойдите к каждому из них, наклонитесь и скажите на ушко добрые слова.

8.            В течение дня давайте каждому ребёнку индивидуальное время. Составьте расписание, в котором будет чётко оговорено время, которое каждый ребёнок проведёт с вами. Повесьте расписание на видное место.

9.            Твёрдо запретите старшим детям наказывать младших – дисциплинировать могут только родители!

10.          Помощь старших в уходе за младшими неоценима! Благодарите и хвалите за неё старших детей – только научите их дать вам знать, как только уход за младшими станет им в тягость. Будьте готовы прийти на смену.

11.          Как можно раньше начинайте искать зону особенных интересов вашего среднего ребёнка. Найдите, в чём именно его индивидуальность! Постарайтесь помочь ему понять, в чём он для вас, для всей семьи «самый-самый».

12.          Непременно отдыхайте от родительских обязанностей!

Как хорошо быть средним ребёнком в семье!

Но! Не всё так сложно и плохо. Средний ребёнок имеет свои преимущества, ведь он одновременно старший для младшего и младший для старшего.

В будущей жизни ребёнок, который был средним в своей семье, умеет довольно хорошо налаживать и отношения «снизу вверх», и отношения «сверху вниз», и отношения «на равных».

Средние дети более мотивированы на труд. Они привыкают быть терпеливыми, с детства ждут, пока родители соберут в дорогу младших детей или достанут их из автомобиля. Они не раздражаются по мелочам, как в детстве, когда младший ребёнок плачет за столом. Такое умение терпеливо дожидаться своего в будущем приносит им только успех.

***

Напоследок хочется добавить, что отмеченные в статье особенности среднего ребёнка отнюдь не являются причинами, по которым он должен вырасти несчастным, неполноценным или имеющим психологические комплексы.

Главное – это мудрое и грамотное поведение родителей при воспитании среднего ребёнка! Чего мы вам и желаем! Надеемся, данные советы помогут вам в этом… Или хотя бы «окликнут» вас и заставят обернуться на своё забытое среднее чадо…

Не забывайте слова Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Бойтесь Аллаха и придерживайтесь справедливости по отношению к своим детям» (Муслим).

 Юлия Замалетдинова, канд. психол. наук

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки