Зависть: причины и последствия

Недавно пересматривал художественный фильм «Чучело», рассказывающий о девочке-подростке, которая подверглась травле со стороны одноклассников. Среди всего прочего особенно обратил на себя внимание диалог двух подростков. Один из героев фильма стал высказываться по поводу того, как повезло его однокласснику и вообще другим людям. В ответ на это другой подросток упрекнул его, что он завистник, на что тот ответил, что все люди завидующие, только одни это скрывают, а другие честно говорят. Сразу же возник вопрос: так ли это, на самом ли деле все завидуют друг другу?

Для начала, думаю, есть смысл разобрать само понятие «зависть», в частности посмотреть, что об этом говорится в психологической науке. В специальной литературе под понятием «зависть» рассматривается проявление желания человека чего-либо достичь, но при этом реальные или воображаемые преимущества других людей в приобретении социальных благ воспринимаются как угроза ценности собственного «Я», и всё это сопровождается достаточно сильными переживаниями и действиями. В словарях Даля и Ожегова под завистью понимают досаду, вызванную благополучием, успехом, счастьем другого. Чаще всего любое определение зависти даётся как негативное чувство, как выражение неприязни к тому, кто стал объектом зависти. Вообще рассматривать зависть имеет смысл в контексте психологии чувств, поскольку зависть относится к чувствам, и соответственно все законы функционирования и развития чувств будут проявлять себя и в зависти.

Существует достаточно большое количество научных теорий, объясняющих природу зарождения чувств. Не вдаваясь в научные дискуссии, остановимся на том, что любое чувство продиктовано потребностью, точнее её удовлетворённостью или неудовлетворённостью, выражением отношения между мотивом (выражением желания, потребности) и реализацией этого мотива. В связи с этим становится очевидным, что зависть есть не что иное, как выражение неудовлетворения по поводу того, что некоторые потребности остались неудовлетворёнными. В связи с этим уместно упомянуть и другое объяснение природы чувств, построенное на том, что чувство, будь оно положительное или отрицательное, есть следствие сравнения в сознании двух картин происходящего, где на одной картине представлено что-либо, а на другой оно отсутствует либо присутствует у другого. Другими словами, завистник, видя, что у кого-то – не у него – есть что-либо, начинает представлять, что это же самое могло быть и у него, но натыкается на то, что у него этого нет. Вот и рождается зависть, которая потом уже, как вирус, начинает пожирать изнутри. Вообще, зависть опасна тем, что она предполагает выражение несогласия, что другому достались какие-либо блага.

Если на это посмотреть сквозь призму Ислама, то становится очевидным, что завистник выражает недовольство Всевышним, Его действиями по поводу распределения тех или иных благ.

Это очень опасно, поскольку делает человека уязвимым для негативного влияния и может легко привести к неверию. Именно поэтому в Исламе уделяется большое внимание борьбе с собственной завистью. Из исламского учения мы знаем, что зависть и вера не могут сосуществовать вместе. Одно обязательно начнёт вытеснять другое. Любое чувство так или иначе подталкивает человека к совершению какого-либо действия. В принципе, любое чувство выражается в мотиве, желании что-либо совершить, то есть мы можем рассматривать зависть как намерение, внутреннюю движущую силу. Нередко приходилось сталкиваться с тем, что завистник, выражая своё недовольство происходящим, шёл на совершение преступлений. Чувство зависти начинает формировать искажённое представление о справедливости, конечным результатом которого будет борьба с этой самой несправедливостью. Однако завистник упускает главную мысль – он борется не во имя справедливости, а для того, чтобы угодить собственной зависти. Это довольно тонкая грань, и не каждый может её обнаружить. Основная опасность заключается в том, что завистник, не осознавая собственной зависти, будет полагать, что он борется за права угнетённых (естественно, причисляя и самого себя к этим угнетённым), будет сетовать на то, что вокруг творится несправедливость и всякое в этом роде. Очень страшно, когда человек сам не в состоянии осознать болезненность собственной души, заблуждается на свой собственный счёт, не осознаёт собственных мотивов. Не зря, наверное, говорят, что за самыми благородными целями нередко скрываются самые низменные мотивы.

Так что же всё-таки представляет собой зависть, какие факторы провоцируют её появление? В психологической науке принято разделять все факторы, формирующие черты личности, на внешние и внутренние. Именно в этом ключе мы и разберём то, что формирует такое качество личности, как зависть.

Для начала отметим, что сама зависть проявляется на трёх основных уровнях: осознание своего низкого положения; эмоциональное переживание в виде досады по поводу собственного положения; поведенческий уровень, выражающийся в деятельности, направленной на устранение предмета зависти. Конечно, особую важность обретает не сам факт наличия у кого-то тех или иных благ, а то, что завистник испытывает особую, личностную потребность в том, что есть у другого. Так, например, девушка будет завидовать красоте другой девушки лишь в том случае, если у неё имеются определённые комплексы неполноценности на этот счёт, и никак иначе. В основе зависти лежит потребность. Это основной внутренний фактор, обусловливающий появление чувства зависти.

Свести зависть лишь к потребности будет грубейшей ошибкой, поскольку все мы время от времени испытываем те или иные потребности. Чувство зависти есть следствие сочетаний той или иной потребности с такими качествами личности, как эгоизм, тщеславие, себялюбие и повышенное честолюбие. И, конечно же, всё это есть не что иное, как следствие скудности внутреннего мира, слабой духовности человека.

К внешним же факторам можно отнести относительную близость в социальном статусе завистника с тем, кому он завидует. Чем ближе их социальный статус, тем выше вероятность зарождения зависти. Близость создаёт дополнительные условия для сравнивания собственного положения с положением другого. Так, например, рядовой работник той или иной организации вряд ли станет завидовать тому, что директор предприятия купил себе дорогой автомобиль, но совсем иначе поведёт себя, если такой же автомобиль приобретёт такой же работник, как и он.

Существует масса рекомендаций, как свести чувство зависти к минимуму. Многие из них сводятся к тому, чтобы на политическом уровне привести население к уравниловке, равномерно распределять материальные блага. Однако это не принесёт результата: во-первых, потому что есть такие блага, уравнять которые государство не сможет; во-вторых, проблема кроется на индивидуальном уровне, в сознании конкретного человека.

Главный ответ на вопрос, как решить проблему зависти, даёт наша религия. Зависть будет вытесняться развитием духовности, веры человека. Вера обогащает внутренний мир человека и не оставляет места для зависти.