Это сладкое слово «халяль»…

Производством продукции «халяль» должны заниматься мусульмане

Приятно, когда далёкие от Ислама производители продуктов, заботясь о мусульманах и понимая, что им нельзя есть всё подряд, что блестит на прилавках, налаживают трудоёмкий процесс по выпуску дозволенной (халяль) для верующих еды. Пусть это дорого им обойдётся, но добрым и заботливым капиталистам не страшны возможные убытки: производители не хотят упустить из виду современные реалии и тенденции. А они таковы, что рынок продовольствия, с каждым днём растущий невообразимо быстро, испытывает явную нехватку в халяль-продукции.

Число мусульман по всему миру неуклонно увеличивается, и вслед за этим ростом увеличивается потребность в соответствующей еде. Для многих производителей этот сегмент рынка кажется соблазнительным и привлекательным, аппетит на прибыль неуклонно растёт, и поэтому мы видим, как марка «Халяль» становится всё более популярной. Большие предприятия, быстро среагировав на конъюнктуру рынка, наладили выпуск халяльных колбасы, сосисок, майонеза, полуфабрикатов.

Приятно всё это… Пусть выпускают продукцию для удовлетворения нужд верующих. Хотят нажиться на нас? Из кармана тянут монету, зарабатывают на мусульманских нуждах? Да ради Бога! Сами мусульмане не могут пока широкомасштабно наладить выпуск такой продукции. Будут выпускать другие. Для нас главное, чтобы вся продукция с узнаваемым значком «Халяль» действительно такой и была. О чём попало будут говорить, что дозволено, а мы, как последние простофили, за свои же деньги харамом питаться будем.

Многие так далеки от понятий Шариата, что наивно думают, будто для того, чтобы, например, колбаса считалась дозволенной, достаточно обойтись без свинины. Нет. Абсолютно не достаточно, чтобы говядина или баранина с курятиной были дозволенными просто так. Заклание животных должно происходить в строгом порядке определённым образом. Это неотъемлемая часть понятия «халяль». А ещё у верующих возникают вопросы относительно того, в каких условиях готовят, допустим, ту же колбасу. Варить в одном чане обычную «докторскую» со всеми характерными для неё ингредиентами, а затем там же готовить «халяль»-колбасу тоже невозможно. Всё что испачкано нечистью обязательно должно быть помыто водой семь раз, в том числе один раз с использованием земли. Знают ли всё это наши добрые производители? Очень хорошо, если знают и придерживаются небольшого, но обязательного перечня шариатских обязательств.

Тот, кто хочет заняться производством халяля, должен знать, что это не только технология выпуска продукции. Даже кондитерские изделия и выпечка могут быть запретными, так как могут содержать в себе жиры животного происхождения (жиры животных, не дозволенных к употреблению по Исламу). Надо понимать, что «халяль» – это более широкое понятие: сюда входит целый комплекс мер, даже отношения с персоналом регламентируются и обговариваются. Не говоря уже о том, что дозволенная по Исламу еда не должна быть вредной для здоровья человека, т. е. она чиста от опасных добавок.

А для того, чтобы кто попало не клеил на своей продукции сладкое слово «халяль», существуют центры выдачи сертификации. А то был случай, когда на обычной колбасе была нарисована мечеть. Слово «халяль» хоть и отсутствовало, мусульмане, наивно полагая, что раз есть «мечеть», значит, всё в порядке, спокойно покупали такую продукцию. Тогда дело закончилось судебным разбирательством и запретом на выпуск колбасы с изображением мечети.

Курьёзные случаи не заканчиваются… Многие информационные агентства успели сообщить о готовящемся выпуске безалкогольного шампанского. Оказывается, виноградарско-винодельческое хозяйство «Astoria Vini» из Тревизо (Италия) на самом деле готово выпустить на рынок «шампанское» под названием «Zerotondo». Это не для детей, когда в характерные бутылки наливают лимонад. Сообщается, что итальянцы своё «Zerotondo» готовят именно для мусульман. Этот безалкогольный напиток в торговую сеть поступит под названием «игристый натуральный виноградный сок» и будет снабжен маркировкой «halal».

Что за безалкогольное шампанское такое нам предлагают сердобольные итальянские виноделы? Заботятся о том, чтобы на наших юбилеях и других праздниках столы были украшены такими красивыми бутылками, которые дозволены к употреблению? Не знают, что мы не празднуем календарные праздники, не встречаем Новый год? Или настаивают, чтобы всё-таки, как положено, как делают другие цивилизованные народы, присутствовала хотя бы видимость торжества на наших праздниках, олицетворяемая на Западе бутылкой шампанского? Тянут за рукав в цивилизованное общество? Благородные европейцы забывают только уточнить, нужна ли такая «помощь», сия «забота» найдёт ли отклик в сердцах милых их сердцу мусульман, будет ли хотя бы понята ими.

Некоторые проницательные и осторожные мусульмане, рьяно болеющие за чистоту своей религии, подозревают итальянских виноделов в попытке навязать спиртное непьющим таким вот хитрым путём. Безалкогольное пиво не смогло привлечь к себе «достойного» внимания мусульман, так теперь нам предлагается шампанское под маркой «халяль». Гонят в дверь, а они в окно лезут. Настырные такие! Не нужен нам такой виноградный сок! Не нужен! Есть чем жажду утолять (хвала Аллаху), и столы украшать нам нет необходимости такими бутылями. И уж тем более не надо ради привлечения внимания покупателей «халялем» спекулировать.

А чтобы в магазинах можно было уверенно покупать продукцию с маркировкой «халяль», лучше всего будет, если этим процессом – выпуском и производством – займутся сами верующие. Мусульмане начали вкладываться в этот бизнес, но обороты пока не удовлетворяют спрос. Будем надеяться, что скоро вся продукция под маркой «халяль» будет подлинной и действительно соответствующей названию и перестанет являться, как говорили в советское время, дефицитом.