Секреты адаптации к детскому саду

В данной статье мы не будем обсуждать, стоит ли отдавать ребёнка в садик или нет, хорошо это или плохо. Раз вы так решили, значит, вы всё обдумали, взвесили и сделали вывод, что для вашей семьи так будет лучше.

Но вот как сделать так, чтобы процесс адаптации для вас и вашего малыша прошёл успешно и максимально безболезненно? Это и хотелось бы сегодня обсудить.

Я имею опыт работы в обычном государственном детском саду на должности педагога-психолога, поэтому владею не только теоретическими представлениями о том, как ребёнок адаптируется к новому коллективу. С помощью Всевышнего мне удалось без тяжёлой адаптации помочь детям достаточно успешно привыкнуть к дошкольному образовательному учреждению.

Детский сад – зачем?

Детский сад – это первое социальное учреждение, с которым ребёнок имеет дело. Социальное в том смысле, что именно здесь маленький человек впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требованиями в семье, а могут и отличаться. Очень важное умение, которое осваивает ребёнок, адаптируясь к детскому саду, – это умение различать ситуации и анализировать, что можно и что нельзя с теми или другими людьми, в тех или иных случаях.

Это непросто. Новые обстоятельства потребуют времени для адаптации малыша к новым условиям. По мнению психологов, у ребёнка трёх-четырёх лет период адаптации длится от недели до 2–3 месяцев.

Возраст для начала посещения дошкольного учреждения

Многие психологи отмечают начальный возраст для посещения детского сада: для девочек – с трёх лет, для мальчиков – с четырёх лет.

К сожалению, сейчас стойко наблюдается тенденция отдавать ребёнка значительно раньше, с полутора-двух лет. Такие дети также могут легко «адаптироваться» к детскому саду. Но это всего лишь обман и иллюзия для родителей малыша! Годовалый карапуз, конечно, может «привыкнуть» к тому, что любимую мамочку почему-то заменили на чужую, не слишком ласковую тётеньку. Привыкнуть – это значит смириться и молча страдать, реагируя на стресс «всего лишь» частыми простудами и другими болезнями, плохим настроением, снижением интереса к окружающему миру. Такое пассивное сопротивление – далеко не пустяк, оно очень негативно отражается на дальнейшем эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии малыша.

В этом возрасте ребёнок ещё слишком сильно привязан к матери и очень болезненно реагирует на её отсутствие, а равным образом и на появление чужих людей, особенно если они пытаются подойти к нему слишком близко.

Интерес к другим детям просыпается в малышах только к трём годам. При этом сначала они тянутся к товарищам постарше себя, потом начинают интересоваться теми, кто помладше, и только в последнюю очередь обращают внимание на своих сверстников.

Двухлетнему ребёнку к яслям привыкнуть немножко проще. Общее правило остаётся тем же – рано! Но из этого правила уже есть довольно много исключений. К двум годам малыш может быть действительно очень общительным, и если садик (прежде всего воспитатели!) будет хорош, возможно, ребёнку там понравится.

С чего начать

Если у вас есть такая возможность, уже в два года (и даже раньше) вы можете походить с малышом в какой-нибудь игровой центр, группу раннего развития и т. п. Причём основной целью должно быть не интеллектуальное развитие крохи, а именно постепенная адаптация к социуму. Понемногу малыш знакомится с педагогом, ведущим занятия, привыкает к тому, что в определённых условиях «главным» взрослым может быть не мама, а кто-то другой, – и при этом совсем не испытывает тревоги, поскольку мама всё-таки остаётся рядом.

Старайтесь отдать его в группу сада, где у ребёнка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе. Не угрожайте ребёнку детским садом как наказанием за непослушание.

Планируйте свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребёнком детского сада у вас была возможность оставлять его там не на целый день.

Нравственность персонала

Познакомьтесь с воспитателем, побеседуйте с ней о её подопечных и их родителях. Обычно уже первая беседа с воспитателем позволяет составить хотя бы общее мнение: подходит или нет. Можно также посмотреть со стороны, как проходят прогулки. Попробуйте где-нибудь неподалёку, не привлекая к себе внимания, понаблюдать за жизнью группы «в естественных условиях». Посмотрите, как дети общаются между собой, много ли ссор и конфликтов возникает между ними, как ведёт себя в этих случаях воспитательница и как она вообще обращается со своими подопечными.

Имея опыт работы в детсаду, с сожалением могу констатировать, что далеко не все педагоги подходят на роль свою… Не может воспитатель быть нравственным, если у неё джинсы с заниженной талией или внизу спины «растёт» татуировка, а в перерывах между занятиями она бегает за ворота перекурить… И таких воспитателей сейчас очень и очень много… Будьте бдительны!

Питание

Вопрос питания в детском саду, наверное, первый вопрос для детей из мусульманских семей. Ведь дело касается халяльности, дозволенности питания. Очень многие блюда включают в себя мясо в том или ином виде. И это не только сосиска, которую нельзя есть в садике, как многие учат ребёнка. Это и котлеты, и печёнка, и индейка, многие супы, приготовленные именно на мясном бульоне.

Разные семьи выходят по-разному из данной ситуации:

1. Просят воспитателя не давать мясо. Однако помните, что далеко не все будут соблюдать это условие. Могут забыть, а могут не придать вашей просьбе должного значения и не проникнуться важностью этого условия. Да и бывают дни, когда ребёнок может остаться и полностью без обеда и частично без полдника. А значит, будет голодным, в то время как остальные ребятишки будут уплетать «вкусный обед».

2. Договариваются с нянечкой или, что ещё лучше, с заведующей о том, что будут носить свой аналог еды, но разрешённый мусульманам. Это огромная удача, если вам разрешили пойти на такое! Ведь повара и нянечки сильно рискуют перед жёсткими проверками «сверху». Да и не все соглашаются на такой эксперимент. Не забудьте периодически благодарить персонал, который пошёл вам навстречу, вкусными конфетами и пачкой чая.

3. Есть мусульмане, которые получают у врача-аллерголога справки о том, что ребёнку запрещено есть в саду мясо в любом виде.

4. Иногда мусульмане практикуют следующее. Они или их родственники устраиваются на работу в сад и уже изнутри регулируют процесс разрешённого питания их ребёнка.

5. Если есть возможность, то отдают в элитные детские сады, в которых используют халяльное питание.

6. В настоящее время родители сами могут выбирать продуктовые базы, с которых будут привозиться продукты. Для этого таким базам необходимо выиграть тендер. А вам как родителю необходимо доказать другим родителям, что всем детям будет лучше, если они будут есть здоровую полезную пищу именно с той, а не иной базы.

7. Достаточно многие родители забирают своих детей до обеда. Однако тогда вас могут попросить водить ребёнка в группу кратковременного пребывания или каждый раз писать заявление о том, что вы забрали ребёнка в середине дня, с объяснением причин.

8. К сожалению, есть мусульмане, которые считают, что ничего страшного в том, что ребёнок в саду ест запретную пищу, нет. Такова ситуация, и ничего сделать нельзя… Тем не менее, это в корне неверное решение! Не будет милости Всевышнего и Его помощи, если ребёнок будет употреблять харам по вине родителя.

Ваше отношение

Одним из главных слагаемых успеха в адаптации ребёнка к детскому саду будет то, насколько быстро адаптируются к садику… родители.

Если мама со слезами на глазах провожает малыша в сад, стоит под дверью и подслушивает, пытается заглянуть в окна, успокоилось её чадо или нет, то такой ребёнок значительно дольше привыкает к дошкольному учреждению.

В первую очередь вам необходимо настроиться на всё самое лучшее. Ребёнок не сможет доверять взрослому, которому не доверяете вы. Если же он увидит и почувствует, что вы верите воспитателю, то момент расставания проходит значительно легче!

Взаимоотношения с другими

Не забудьте установить хорошие отношения не только с персоналом, но и с родителями других детей. Пусть у ваших детей будут хорошие друзья из группы. Не бойтесь входить в родительский комитет – это ваши дети, и вы должны принимать активное участие в их садиковской жизни.

Схема первых посещений

Перед тем как отвести малыша в выбранный сад, постарайтесь вместе периодически прогуливаться рядом с ним, зайдите в группу, познакомьтесь с детьми, воспитателями и нянями. Наверняка малыш оценит, как в садике хорошо, и захочет присоединиться к остальным. Если вы чувствуете, что ему ещё трудно обходиться без мамы, попробуйте постепенно приучать ребёнка к самостоятельности.

Ещё один метод, народный: поручить отцу процесс сопровождения ребёнка в садик. Как правило, с папой малыш легче расстаётся, и отцом не так легко манипулировать, как мамой.

Во время своей работы в саду я просила первый день приводить ребёнка на 15 минут. Во второй – на 30 минут, в третий оставлять ребёнка на 45 минут. Конечно, всё зависит от индивидуальных особенностей малыша, его возраста. Но вот родители, которые приходили и мечтали, что теперь-то они «отдохнут» от детей хотя бы полдня, сильно протестовали, узнавая о моей схеме адаптации. Но спустя время благодарили, поскольку дети, которых вводят в новые условия мягко и постепенно, значительно легче привыкают к новым условиям. В нашей группе адаптация прошла быстро и практически без слёз!

Поведение при прощании

Многие дети при прощании плачут. И это естественно для них. От вашего правильного прощания будет зависеть ваше общее настроение на весь день. Учите малыша до посещения детского сада к тому, что периодически в жизни вам придётся расставаться на некоторое время.

Скажите ребёнку честно, куда и зачем вы идёте (только очень просто, например: «Я иду на работу печатать на компьютере»). Спокойная, открытая интонация подскажет ему, что то место, куда идёт мама, достаточно хорошее, и дело, которое она будет делать, – полезное и приятное.

Обязательно скажите ребёнку, что вернётесь за ним! «Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь». И ни в коем случае не опаздывайте!

На личном опыте проверено: если мама опаздывает, то ребёнок это чувствует и за 5–10 минут обещанного времени начинает переживать и спрашивать: «Когда придёт мама?» Хотя до этого момента мог бегать, играть, веселиться.

Введите определённые «ритуалы прощания». Например, на две минутки возьмите малыша на коленки и скажите: «Ас-саляму алейкум, я скоро приду, иншааллах», – и положите в кармашек какую-нибудь маленькую игрушку или свой платочек. Такое поведение помогает ребёнку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребёнка ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребёнок хорошо знает, что мама уйдёт, как она уйдёт и когда вернётся. Это доверие и знание снижают тревогу малыша.

Если вы попрощались и начали уходить, не возвращайтесь, слыша плач ребёнка. Иначе прощание может затянуться, а ребёнок научится манипулировать вами. Неоднократно было проверено на практике: малыш плачет, мама с твёрдым намерением уходит, дверь за ней закрывается, и ребёнок радостный бежит в группу, принимаясь за игры. Если же мама начинает суетиться, долго собираться, сомневаться, малыш плачет сильнее и не понимает: почему мама не отпускает его так легко? Неужели она не доверяет ему и воспитателю? Ваша уверенность придаёт уверенности и ребёнку!

Что делать дома после садика

Всё время объяснять ребёнку, что он для вас, как прежде, дорог и любим. Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему. На время прекратите походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.

После садика играйте в релаксационные игры: с песком, водой. Проигрывайте ситуации, которые случаются с малышом в детском саду, используя игрушки. При этом пусть в игре герои рассказывают не только то, что они делают в детском саду, но и чем занимаются их родители. В эту игру можно играть настолько часто, насколько требует того ребёнок. Она значительно поможет ему быстрее адаптироваться к новым условиям.

Истихара

Если вы всё время сомневаетесь в правильности своего выбора относительно дошкольного учреждения, прочитайте намаз-истихару. Всевышний обязательно подскажет вам решение: ходить или не ходить в детский сад.

Юлия Замалетдинова, канд. псих. наук,

гл. редактор детского журнала «Светлячок и его друзья»