Как проглотить обиду

Наверное, каждому из нас знаком горький вкус обиды. Мы не любим оставлять без ответа действия обидчика, и, если даже можем удержаться от мести, то не задавить его обвинениями не в наших силах. Увидев, что кто-то проявил по отношению к нам то или иное обидное действие, мы начинаем решать, что стоит предпринять в свою очередь. «Не глотать же обиду», – восклицаем мы. И правда, глотать её не хочется. Она горькая, и чем больше – тем труднее проходит. Даже если мы готовы простить, то только в ответ на признание вины оппонентом.

Чаще всего не только им одним, а целого сообщества близких и не очень людей, которые вовлекаются в обсуждение конфликта. Нам важно, чтобы наша правота и нанесённый нам моральный (а чаще, и не только) вред были подтверждены и залечены сочувствием окружающих. Не поделиться своей болью, попутно рассказав, что ты думаешь об обидчике, кажется просто не реальным. «А как же иначе, – спросите вы, – ведь утешительно слышать, что ты молодец, а другая сторона – подлец». Согласна – утешительно. Кем бы ни была нанесена обида и какая бы она ни была: большая ли, маленькая ли – наша реакция примерно одинакова по схеме и разнится только по силе испытываемой боли и негативных эмоций. Нам важно доказать вину противника, получить от него просьбу о прощении и пожаловаться кому-либо на причинённое огорчение. Если это удаётся, обида переживается значительно легче. Но в рамках религиозной тематики мне бы хотелось обсудить: может быть, обиду лучше всё-таки просто-напросто проглотить? Я не хочу ни в коем случае сказать, что делать это обязательно. Но если всё-таки иметь выбор, что лучше предпочесть?

А есть ли у нас выбор?

На самом деле мы стоим перед ним постоянно. Начиная с вопроса: обидеться ли вообще? Удивительно, но это так. Когда нам сделали нечто плохое или не сделали ожидаемое хорошее, когда мы испытываем боль или просто печаль, источником которой является некая личность, именно мы решаем, воспринять это как обиду или, мгновенно найдя своему брату или сестре по вере 70 положенных по Сунне оправданий, забыть об инциденте. Стоп, обратите внимание, не заставить признавать вину и оправдываться, а самостоятельно вынести вердикт – невиновен. Быть в одном лице и адвокатом, и присяжными, и судьёй.

Есть такое высказывание: «Часто бывает так, что лучше не заметить оскорбления, чем потом мстить за него» (Луций Анней Сенека (младший)).

На самом деле так и есть. Для начала лучше вообще попытаться не остановится мыслью на том обидном, что произошло между вами. А если уже «зацепило», тогда воспользоваться Сунной и начать искать эти 70 причин не обижаться. По личному опыту знаю, что пяти бывает достаточно, чтобы мгновенно простить маленькую обиду, и никогда мне не приходилось искать более десяти, чтобы простить большую обиду. Хотя может когда-нибудь так обидят, что и все 70 станут нужны. Но, думаю, мудрость этих оправданий в том, что, пока ты ищешь их, начинаешь понимать, почему человек так поступил или сказал. И есть известная и правдивая фраза – «понять значит простить».

«Как тёплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснётся» Леонардо да Винчи.

Итак, для начала лучше вообще принять решение не обижаться. Почему? Потому что у обиды разрушительная заряженность. Позволив себе обидеться, вы уже ощущаете горький вкус этого состояния. А дальше вам предстоит определяться, как поступать с обидчиком. Проглотить обиду означает продолжить общение с ним так, будто он и не обижал вас вовсе. Мне кажется подобное наилучшим. По крайней мере, на тот период, пока обида стоит комом внутри вас. Потому что движимые негативными эмоциями вы способны скорее разрушать, чем созидать. Шариат позволяет нам отвечать обидчикам, но всё-таки больше приветствует проявления сабура и снисхождения к окружающим, особенно если это родственники, супруги и прочие близкие люди. Любой, кто обидел мусульманина, будет отвечать перед Всевышним, а значит, даже если вы не призовёте к ответу злодея, ему всё равно не избежать расплаты. Получая же его признание вашей правоты и просьбу о прощении, вы тешите своё самолюбие, а что ещё? Ведь далеко не факт, что человек изменится и в будущем не поступит с вами подобным образом, если он не раскаялся перед Создателем в совершённой оплошности. Человек богобоязненный старается заниматься постоянным самоотчётом и, если задел вас без злого умысла, попросит прощения у Аллаха, но вы можете об этом и не узнать. Не всем хватает смелости признавать свои ошибки публично. Верьте в лучшее в духовном родственнике. А если вас обидел неверующий негодяй, у которого нет страха божьего, то лучше, проглотив обиду, жить как и жили раньше, оставив всё до Судного дня.

Не прощёная обида будет стоять комом у вас в горле, и давить на сердце и душу. Это как тяжёлая плита на ваших плечах, которую вы вынуждены таскать каждый день. Люди с лёгким характером, быстро прощающие и жизнерадостные, легче преодолевают жизненные испытания, продолжая оставаться благодарными Аллаху за всё. Часто обижающие и долго переживающие обиду регулярно бывают подавлены и жалостливы к себе самому, в таком состоянии сложно говорить: «Альхамдулилля». Обида разрушает ваш духовный мир, подобно коррозии разъедает вашу веру, вы начинаете думать о ней, говорить о ней, она занимает слишком много места в ваших мыслях. Проглотите её, это не очень приятно, может даже, горько, но полезнее для вас.

Глотать молча?

Неужели нужно глотать обиду молча? Если обидчиком был близкий человек, лучше всё-таки обсудить с ним произошедшее потом, когда улягутся эмоции. Когда вам ничего уже не давит на сердце, тогда возможно сделать это созидательным образом. Не требуя признания своей вины, не настаивая на просьбе о прощении, не призывая окружающих быть свидетелями… просто расскажите, что то или иное действие или слово было вам не приятно. И на этом оставьте. Мне кажется, так будет лучше для нашей духовной жизни и положения в вечности.

Если обидчиком был ваш постоянный злопыхатель, не обижайтесь на него принципиально. Ему будет очень неприятно видеть, как посланные им стрелы не попали в цель. Тут уместно такое высказывание:

«Если ты обижен, противник добился успеха» К. Кушнер.

Глотайте обиды, будьте счастливы и давайте встретимся в раю.