Народ, религия и невезучий блогер

Возвращение из последней командировки запомнилось странным разговором, начавшимся с нелепого упрёка в мой адрес со стороны попутчика. В купейном вагоне нас, покрытых женщин, было двое – я и добрейшая сестра-землячка. Скажу сразу: нас сначала порадовало, что в вагоне оказалось немного людей, проводники вели себя неназойливо, поезд прибывал в родной город по удобному расписанию.

– А вот вы, смиренные, зачем плоть едите и кровь пьёте? – сначала я и не поняла, что эти слова обращены ко мне. Оборачиваюсь, вижу в коридоре вагона мужчину, по внешнему виду заметно моложе меня. Чувствую, у человека потребность высказаться на актуальную тему. Но не спешу ничего у него спрашивать. Он продолжает:

– Вот вы на причастие ходите, поклоны бьёте. А журналисты пишут, что народ устал от попов. Вы знаете, что одного журналиста в Карелии даже в психиатрическую больницу решили поместить за то, что он написал правду об отношении народа к религии? – продолжает предъявлять претензии попутчик. Он трезв, аккуратно одет. Считываю по внешности и речи, что не нацист, не уголовный элемент. Значит, передо мной, так сказать, олицетворение «голоса народа». Допустим. Не перебиваю, слушаю.

– Вот вы – верующие, вы ни за что не хотите отвечать. Прячетесь за свои обряды, поклоны бьёте, – продолжается россыпь упрёков. – Вот вы верите, что со своим батюшкой прямо в рай войдёте? А журналиста, у которого своё мнение есть, при жизни в психушку из-за вас надо?

Словом, вылилось из уст человека вопросов на полный курс теологического образования. Да плюс вопросы «по текущему моменту». Я – за вопросы и их озвучивание. Это хорошо в том смысле, что есть попытка сложные положения формулировать, есть поиск кому-то их адресовать.

Не повезло молодому человеку лишь в том, что моя конфессиональная принадлежность никак не предполагает причастия и участия в литургии по любой из христианских традиций. Со священниками с крестами я тоже немного общаюсь, разве что по работе, вижу их на некоторых мероприятиях. Насчёт рая – по моей религии ответ перед Господом в Судный день спрошен будет с каждого персонально.

– Вам немного не повезло, – сообщаю попутчику. – Я никогда не осуждаю религии единобожия. Голова у меня покрыта, поскольку исповедую Ислам. Спокойной ночи.

– Ещё и мусульманка?! – вырывается возглас удивления.

Кто кому и почему… надоел?

Продолжающийся вал очевидно подогреваемого «общественного раздражения» по поводу роли и назначения религии, в частности теперь и православной церкви в современной России, дошёл до гротескных картин.

В Карелии местные СМИ, особенно электронные, с азартом повествуют об эпопее блогера Бориса Ефимова. Он же – руководитель молодёжной правозащитной организации, состоящей из него одного. В совсем недавнем прошлом этот молодой человек пытался излагать истории про иконы, духовные практики, искал контактов с религиозными организациями. Одно время ратовал за восстановление прав цыганского языка как государственного. Предлагал свою кандидатуру на пост главы региона. А бывало, выступал в судебных заседаниях как эксперт, например, по факту того, что некий муж назвал свою жену мымрой.

Но коль какие-то девчушки в столице отплясывают на амвоне в главном храме России, то чем провинция хуже? Что особого может сделать блогер в необъятном просторе Интернета? Выдать что-нибудь этакое, некий солёно-перченый текст. И доселе вполне корректный в религиозных темах блогер отписал на своей страничке: мол, «Карелия устала от попов», а «поповское отродье» такое-растакое. Приношу извинения за упоминания этих бестактных выражений.

Кто, когда, в связи с какими обстоятельствами устал от священнослужителей в маленькой Карелии? Блогер на эти вопросы конкретно не отвечает. Этого его личное мнение. Для тех, кто знает деликатность главы Карельской епархии отца Мануила или знает, насколько скромно живут священнослужители в карельской глубинке, темы для разговора нет.

Но задиристые словеса блогера попал на глаза прокурорским работникам. И они рассудили: усматриваются признаки экстремизма, разжигания религиозной вражды. На квартире Ефимова был произведён обыск. Вскоре поступила информация, что следствие ходатайствует о проведении в отношении Ефимова психиатрической экспертизы в стационарных условиях. Каждый шаг представителей правопорядка расширял ореол известности вокруг «обличителя». Замелькали заметки с пересказом скандала в российских СМИ. А когда Борис Ефимов решил не выходить на связь даже со своим адвокатом, то и вовсе пошли версии: беднягу допекли, скрылся или, нет, всё-таки вывезли…

Пожар храма: продолжение истории?

В первой половине мая в Петрозаводске сгорела Екатерининская церковь. Расположена она, кстати, напротив захоронений еврейского кладбища. Символическое соседство получается. Деревянное строение воспламенилось мгновенно. Пожарные прибыли быстро, но мало что смогли сделать.

Не бывает случайных стечений обстоятельств. Люди почувствовали, что наступающей стихии нужно противостоять. Горожане срочно объявили сбор средств на восстановление церкви. «Уставший от попов» народ проявил массовую активность и готовность к пожертвованиям. Горожане помогают в срочном восстановлении строения.

Но вот вопрос: нет ли глубинной, метафизической связи между гибелью церкви (она же – памятник деревянного зодчества) и потугами истериковать, объявить религиозную жизнь придумкой, «идеологическим кормом» для доверчивых и простодушных?

Скандальный блогер, сгоревшая церковь, высмеивание христианских символов веры – есть в этих проявлениях нечто общее. Что? Моё впечатление таково: историю с «Пусси Рейот» пытаются перезапускать вполне определённого качества люди. Те, кто не имеет собственных устоев или не верит, что у других людей могут быть иного качества устои. А главное, как мне представляется, критикам очень не хочется допускать самой мысли об искренности веры в других людях, желания жить в соответствии со своей религией.

Предъявлять претензии к конкретным религиозным деятелям, правомочности их поступков и решений – одно дело. Создавать атмосферу антирегилигиозных настроений – разговор о другом и в иных масштабах.

Пробы «новых-старых» сил

Антиисламские настроения после трагедии 2001 года, видимо, начинают массово претерпевать изменения. Разоблачения, связанные с истинными причинами разрушений башен-«близнецов» в Нью-Йорке, открыли глаза тем, кто стремится к истине.

Но религии единобожия продолжают оставаться предметом атак, высмеивания, провокаций. Борьба света и тьмы продолжается. Тьма продолжает «пробы сил», которые новыми-то и не назовёшь, силы тьмы проверяют нас на прочность и верность.

…Кстати, с нашим попутчиком мы вежливо попрощались после прибытия поезда к месту назначения. «Вы – мусульманки, с вами всё понятно», – почему-то изрёк он почти сакраментальную фразу. Может, и к лучшему, что существует такое устойчивое мнение.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки