Пивной on-line белых ночей

Очередной сезон белых ночей на Севере России уже наступил. Особая тут природа, особый климат и отношения со световым режимом. Природные циклы по-прежнему определяют в нашей жизни многое. У мусульман Крайнего Севера есть период, когда можно совмещать вечернюю и ночную молитвы. Ежегодно по этому вопросу выносится фетва нашими учёными. А иначе трудно сориентироваться, ведь неделями как такового заката нет.

Белые ночи – это и некий бренд территории. Где ещё, кроме севера, можно любоваться минутами восхода сразу же за закатом? А рыбалка в белую ночь? А прогулки по водным гладям? Всевышний создал мир, разнообразие которого завораживает.

И всё же белые ночи – не только для меня – ночи тревожные, не редко и нервные. У большинства подъездов домов в городах и селениях нет лавочек. Люди убирают их специально. Ведь там, где они есть, жители становятся заложниками пивных компаний, особенно ближе к вечеру и по ночам. Попробуй, усни, когда под окнами громкая речь, разговоры, перемежающиеся матерком, звон стекла. После таких посиделок у подъездов остаются брошенная пивная тара, окурки, обёртки. Туалет любители ночного кайфа устраивают по-простому – за углом дома, а то и в ближайшем подъезде.

Летние тёплые ночи – ночи активнейшего потребления пива, слабоалкогольных и алкогольных напитков. Если днём или вечером компания не запаслась водкой-вином, то пиво купить можно в любое время суток.

Не станет пивка – придёт худшая беда?

Законодателю представляется (с подачи лоббистов пивной промышленности и торговли), что пиво – не водка, можно пить без ограничений. Лоббируя круглосуточную продажу пива, сторонники свободной, повсеместной торговли «безвредной» продукцией говорят и о том, что от пива опасности меньше, чем от самогоноварения. Ведь, если продажу пива ограничить, как начнёт народ тотально гнать-варить… Сколько отравится людей… Сколько средств не досчитает бюджет…

Но всё же нет тотальных отравлений в регионах, где продажа алкоголя минимизирована. На весь город Шали в Чеченской Республике два магазина, где продают спиртное. Идёшь по Грозному – не видишь вовсе ларьков с пивом и «энергетиками». Нет у подъездов тусовок молодых людей с банками пива и сигаретами.

Часто можно слышать, что на территориях, где распространён Ислам, легче осуществлять антиалкогольные меры, поскольку мусульмане в принципе отрицают спиртное. Но неужели на территориях, где преобладает население других исповеданий, где сильны и многочисленны христианские общины, нет рычагов для усмирения пьянства?

Подросток ушёл в запой

Что наблюдают наркологи? Разговариваю с врачом-наркологом, доктором естественной психологии Владимиром Егоровым. За 25 лет практики он оказал помощь сотням людей, многим семьям. Его мнение:

– Повсеместно и круглосуточно доступное пиво, «энергетики» – гарантированный способ для алкоголизации подростков. Пивные запои – распространённое явление среди молодёжи. Пиво или пиво в сочетании с другими, более крепкими изделиями – обычное сопровождение компаний взрослых людей.

Пивные белые ночи – некий предвкушаемый процесс, почти ритуальный, – продолжает он. – Провести с пивком всю белую ночь или большую часть ночи – процедура ожидаемая и потому эмоционально окрашенная. А ведь ночное время самое правильное для сна, ночью вырабатывается столь необходимый организму меланин.

– Доктор, многие убеждены, что народ без хмельного не может. И лучше пусть покупают дешёвое пиво, чем травятся бражкой или химпрепаратами. В такой логике есть резон?

– Мой 25-летний опыт, наблюдения коллег свидетельствуют о другом, – говорит доктор Егоров. – Доступность алкоголя любой крепости всегда подстёгивает потребление в целом спиртосодержащих напитков или их «народных эквивалентов». Второе обстоятельство: уровень доходов человека, семьи определяет вид потребляемых продуктов и напитков. Хронические алкоголики, люди с минимальными доходами, пьют всё. Люди с низкими доходами, но социально не опустившиеся, пьют дешёвые, низкого качества напитки, дешёвое пиво. Пиво завоевало публику и вполне благополучную. Его часто пьют теперь девушки, женщины. Есть люди, которые в любой ситуации будут пьянствовать. А есть и неустойчивая, сомневающаяся публика, которая многочисленна, и её воздержание существенно скажется на объёмах потребления.

Жажду не утолить

В летний сезон появляются, как грибы после дождя, палатки с мороженым и напитками. Но пива продаётся больше. Лето – сезон сверхдоходов для его производителей. «Утолите жажду!» – кричит пивная реклама. Хотя, конечно же, есть множество вариантов для утоления жажды – от хороших минеральных вод, кисломолочных продуктов до соков и морсов из местных ягод.

Но посмотрим на ценники: в ближайшем для меня магазине полуторалитровая бутыль минеральной воды от 25 рублей. Пиво в жестяной банке можно купить за 14 рублей. Пивной холодильник установлен ближе к кассам. Напитки – на отдалённых стеллажах.

Пиво накануне выходных дней выставляется ящиками на подходах к кассам – утоляй народ жажду.

Острейшие пивные отравления школьников, детей, начиная с 11–12 лет, лоббистов пива не интересуют. Развал здоровья мужчин и женщин, потребляющих дешёвые, то есть низкокачественные сорта пива, тоже стал социально малозначим.

Россия на государственном уровне пытается найти компромиссное решение. Если признать пиво алкогольным напитком, тогда нужно вводить ограничения на продажу. Но может, пусть остаётся оно в перечне «мало-малоалкогольных» (чуть крепче кефира)? И тогда, друзья, продолжаем утолять жажду до утра. Политическая воля явно уступает прессингу пивных монополий.

 Продукт первой необходимости?

 Скажите, как часто вы идёте за хлебом, мясом, рыбой, овощами в 2 часа ночи, в 4 часа, в 5 часов утра? Крайне редко, в исключительных случаях. Но жаждущие пива бегут в торговые точки вне зависимости от времени суток. Был бы киоск, магазинчик, супермаркет открыты. Любителям пива, пивным алкоголикам и их компаниям для затаривания обеспечен комфортный режим on-line. Складывается психологический настрой: коль доступно – можно не ограничивать себя ни во времени, ни в объёмах.

Круглосуточная доступность пива – та же продажа алкоголя. Это удовлетворение алкогольных запросов, а не жизненно важных потребностей граждан в продуктах питания или предметах ежедневного спроса

Режим торговли слабоалкогольной продукцией не должен отличаться от ограничений торговли алкоголем. Физическое и психическое здоровье населения важнее выручки, сомнительного барыша.

В ряде стран прошли через этот непопулярный этап – ограничили время продажи пива. И сразу почувствовали разницу. В соседней с нами Финляндии в 60-х годах прошлого века парламент принял закон, по которому пиво должно содержать не менее 2,25 % и не более 3,7 % алкоголя.  В   Финляндии, как и во многих европейских странах, водитель может выпить пива за рулём, но не более двух банок слабоалкогольного. В воскресные дни ни в одном магазине не продадут крепкого пива.

Вспомните картины после больших праздников практически в любом российском городе. На местах массовых гуляний – горы мусора и пивной тары. Погуляли, отдохнули. Что пили? В основном – пивко.

Так всё же: риски или доход?

По мнению экспертов, в  России и впредь будет сохраняться дилемма между экономической заинтересованностью государства в поступлениях от этой отрасли и социальными рисками потребления.

Дежурная фраза представителей власти и бизнеса: «У населения отсутствует культура потребления алкогольных напитков и  пива, что и приводит к повальному пьянству». Одно остаётся непонятным: почему «культуру пития» вообще человек должен (или по некому негласному закону обязан?) осваивать?

Ещё в конце 2009 года в нашей стране была выработана концепция антиалкогольной политики в России. Многие её принципы легли в основу нового закона об обороте алкоголя в РФ. Власть продолжает декларировать озабоченность здоровьем подрастающего поколения, но оставляет пиво самым доступным напитком.

По данным ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), в любой стране, где свободно продают алкоголь, 2 % населения будут страдать алкоголизмом.

По различным источникам, злоупотребляющих алкоголем в России – от 30 до 40 % населения. Большая часть этих людей может снизить потребление алкоголя, сохранить здоровье, изменить жизнь семей. Потребитель (в данном случае многофакторно) зависит от политики рынка.

Не перезагрузка

Из истории Ислама известно, как постепенно для мусульман устанавливался запрет на спиртное и всё, что одурманивает человека. В Коране содержатся аяты, ниспосланные Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) по этому вопросу. И на практике не произошло «перезагрузки» (когда один вид запретного замещается иным вредом). Алкоголь входит в понятие харам, запрещённое, то, что наносит вред человеку.

Для оздоровления, протрезвления России нужны серьёзные и последовательные меры. Сегодня так называемая «алкогольная нагрузка» на россиян впереди планеты всей. Летом прошлого года, в июле, президент России, явно с целью оздоровления ситуации, утвердил закон об уголовной и административной ответственности за продажу алкоголя, включая  пиво, несовершеннолетним. Виновным может быть вменён штраф в размере до 80 тыс. руб. или исправительные работы на срок до одного года с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового. Я пока не встречала ни одного примера реального применения норм этого закона в полном объёме. А белые ночи с бродящими стайками подвыпивших молодых людей снова пришли…