На выборы не ходила, но, как всегда, проголосовала!

На этой неделе читаю одну, потом вторую статью известных авторов-мусульман о том, почему они не приняли участия в выборах 4 декабря. Читаю сначала с интересом: может, за заголовком типа «Почему я не голосовал» кроется интрига, особые обстоятельства избирателя или некая ситуация на избирательном участке?

Нет, всё проще. Авторы уверены, что исход выборов был предрешён в любом случае, что общественно-политическая ситуация в стране такова, что невозможно повлиять на неё рядовому гражданину. Потому лучше с пользой потратить время – погулять с детьми, посидеть в уютном кафе, можно позаниматься изучением ситуации в других странах…

Я тоже не была на своём избирательном участке 4 декабря. По причине болезни вынуждена соблюдать постельный режим. Но проголосовала. За несколько дней до выборов позвонила в участковую избирательную комиссию, сделала устное заявление о предоставлении возможности голосовать дома. Утром в день выборов всё сделали как положено, – доставили мне бланки заявлений, бюллетени, переносную урну.

Прошедшие выборы были важны для меня как жительницы конкретного региона, как человека, которому НЕ БЕЗРАЗЛИЧНО, кто будет заниматься законотворчеством, утверждать бюджеты республики, страны в последующие годы. Мне не безразлично, как верующему человеку, будут ли в составе органов законодательной власти люди, которые имеют представление о том, как решать сегодня проблемы, связанные с религиозной жизнью граждан, как строить диалог конфессий. Я знаю о деятельности (и отсутствие таковой) конкретных фракций. Почему не выразить тем, кто заслужил, поддержку?

Мне думается, есть реальная опасность впасть в лицемерие, если мы будем писать километры текстов о несовершенстве политического и экономического устройства, но будем попускать – своим бездействием в ответственные моменты – избрание людей недостойных, неквалифицированных, безответственных.

Признаюсь, при всём уважении к отечественным спортсменам-чемпионам я искренне сомневаюсь, что им стоит браться за законотворческую деятельность в качестве депутатов Государственной Думы Федерального Собрания. По очевидной причине: не имея глубоких знаний о конституционных нормах, обо всём комплексе законодательства, невозможно принимать самостоятельные взвешенные решения.

Глубоко убеждена, что от избирателя зависело и будет зависеть, станет ли его интересы на государственном уровне представлять, например, девица, прославившаяся в мыльном сериале и получившая прозвище «Пипец». Если, конечно, избиратель не жаждет, чтобы к нему относились так, как относятся создатели сериалов типа «Универ» к своим зрителям.

Выборы – это не только момент проставления галочек и опускания бумажных листов в большой ящик. Если вы сузили круг своих гражданских интересов, не интересуетесь, как, что и почему происходит в вашем микрорайоне, городе или селе, республике и государстве, то голосовать будете вслепую или «как посоветовали».

Предвижу вопрос: что может один голос или один кандидат, например, против административных, информационных, финансовых ресурсов кандидатов и партий, кои всем этим располагают?

Приведу пример, как из созыва в созыв избирался депутатом городского совета, затем Законодательного Собрания Республики Карелия по моему округу журналист Алексей Мосунов. Видели мы его чаще у наших домов, с жителями, в квартирах избирателей, чем в дежурных телерепортажах. За него голосовали всегда. Его ресурсами были преданность избирателям, честность и работоспособность. Увы, он скончался в сорок с небольшим лет. Знание народного депутата ему было присвоено людьми.

Мы долго и крайне болезненно шли, вернее, продолжаем идти, к многопартийной системе. Велик соблазн поверить, мол, не про нас наша же конституционная норма о том, что в стране нет цензуры, люди свободны в своих идеологических убеждениях. Разве за это право не заплачено дорогой ценой? Так пользуйтесь предоставленным выбором, оценивайте, смотрите открытыми глазами. У верующих людей – так должно быть – суждения совестливее, ибо нет страха, кроме страха перед Всевышним.

Важный вопрос: почему такое жёсткое, даже ожесточённое отношение у идеологических оппонентов друг к другу? Один из ответов: нормы политического диалога и политической корректности по сути не утвердились, не приняты как естественные. Но вспомните, какую культуру диалога проповедует Ислам. «…Ведите с ними спор наилучшим образом», – даётся указание в Коране о том, как общаться, полемизировать с людьми иных взглядов, по сути идеологическим противниками.

Нет у нас пока сильных партий, в названии которых присутствуют понятия «исламская», «христианская». Пока. От нас, граждан страны и избирателей, зависит, как скоро появятся новые политические образования. И тогда политический ландшафт станет ещё разнообразнее. В политическом дискусе потребуется учитывать больше параметров.

До этого далеко? Как сказать. За двадцать с небольшим лет Россия прошла путь от тоталитарного режима и государственной политики атеизма до многопартийности, президентского правления. Сегодня партии бьются за избирателя! Наши голоса ревностно считаются и пересчитываются, чтобы вывести проценты явок, доли поддерживающих ту или иную партию.

Выборный процесс не заканчивается с подведением итогов очередных муниципальных, региональных, федеральных выборов. Между выборами происходит много важных процедур, довыборов, вносятся изменения в закон о выборной системе и так далее. Вас, меня, всех, кто обладает активным и пассивным избирательным правом, это касается. Напрямую.

Посещение кафе не противопоказано до и после посещения избирательного участка. Но не вместо.