Нищие духом и нищие материально

И церкви не строй, а сиротство прикрой

да нищету пристрой!

Русская народная пословица

Проблема бедности стоит очень остро в современном мире. Недаром ООН постоянно напоминает людям и государствам о необходимости борьбы с нищетой.

Число живущих за чертой бедности наиболее высоко в развивающихся странах: Африке, Азии, Латинской Америке. Но это не значит, что остальные преодолели эту проблему – в США, Великобритании, Франции и многих других странах доля бедного населения не сокращается. В России, по состоянию на 2011 год, более 16 % населения живёт за чертой бедности.

Нищета – это одновременно и причина, и следствие нарушений прав человека. Эта двойственность проблемы не даёт ликвидировать её полностью. Люди, чьи права ущемляются (жертвы дискриминации, угнетения), чаще всего являются неимущими. Им, как правило, сложно трудоустроиться, получить качественное образование, медицинские услуги… Вместе с тем, бедным людям крайне сложно осуществить свои права, поскольку у них недостаточно для этого денег. Можно рассмотреть такую цепочку.

Бедный человек не может получить качественное образование (в большинстве стран мира оно платное), а значит, и реализовать своё «социально-экономическое» право. Это в свою очередь лишает его возможности полноценно участвовать и в общественной жизни, а значит, не реализуется его «гражданское и политическое» право, что в свою очередь ведёт к невозможности его участия в политической жизни страны, а значит – повлиять на своё имущественное положение или изменить его. И таких замкнутых цепочек в жизни бедного человека много, и разорвать их он получит шанс либо при редкой удачливости, либо имея крайне неординарные способности.

Нищета – это далеко не всегда результат тотального невезенья или отсутствия старательности и трудолюбия. Чаще всего она возможна в социально неблагополучных обществах, когда имеются неравноправие, дискриминация, неравноценность в доступе к ресурсам, негативные социально-культурные стереотипы, ущемление прав человека и его достоинства.

В целом причины материальной бедности можно объединить в следующие группы:

экономические (низкая заработная плата, безработица);

социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости);

демографические (многодетность, большое количество иждивенцев, неполные семьи);

социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий);

образовательные (низкий уровень образования, квалификации);

политические (военные конфликты, миграция, экономические блокады);

регионально-географические (неравномерное развитие регионов).

Однако бедность зависит не только от объективных причин, но и от места проживания. Человек, считающийся бедным в Европе, при сохранении уровня своего дохода может быть вполне богатым в Центральной Африке. Это связано с тем, что общий уровень жизни различен в разных регионах Земли, и стоимость однотипных товаров и услуг также сильно разнится.

И всё-таки материальная нищета – это результат социальной модели общества. Рыночная экономика изначально предполагает борьбу за рабочее место, конкуренцию (в которой выживает сильнейший), и поэтому бедность – это результат подобной политики. Если идёт борьба, то непременно будет более слабый игрок, а может, просто тот, который отстал на старте (к примеру, его родители тоже были бедняками и он не смог получить образование).

Социальная модель Советского Союза тоже не оправдала себя. Принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» привёл к «законному» разграблению страны, поскольку потребности у каждого человека бесконечны, а способностей зачастую может не быть никаких.

Однако в истории был пример общества, в котором бедняков не было. Это модель раннего халифата. Конечно, в то время были и богачи, но не было нищих.

За счёт чего же функционировало данное государство?

Запрет на нищенствование и попрошайничество. Ислам запрещает просить деньги на жизнь, человек должен уметь заработать их дозволенными методами.

Запрет на ростовщичество. Именно благодаря банковским процентам в странах Запада многие оказываются за чертой бедности, поскольку вынуждены брать разорительные кредиты в банках: на жильё, машину, мебель…

Закят – обязательный ежегодный налог. Его выплачивают не все слои общества, а только имеющие достаточное имущество для этого. И если бедняки его не платят вовсе, то богачи выплачивают самые большие суммы. Современные налоги, которые должны платить и бедные, и богатые (хотя как раз большинство богачей находят способы уклониться от их уплаты), вводят многие семьи в нищету. Поскольку налоговые расходы не возвращаются социальными гарантиями населению.

Добровольная милостыня – деньги, еда, одежда и прочее, что может быть пожертвовано человеку, который менее обеспечен, чем ты сам.

Отсутствие зарплат у госчиновников. Работа в государственном аппарате была добровольной и неоплачиваемой, заработок человек получал в другом месте – к примеру, от караванной торговли.

Перераспределение государственных средств в пользу бедняков, именно они получали первейшее право на дотации государства.

Постепенное уничтожение работорговли – большое количество рабов не было освобождено одномоментно (что, несомненно, дало бы большой экономический спад – как в период уничтожения рабства в США), а получали свободу постепенно, в течение нескольких лет и десятилетий. Это дало возможность плавного перехода от рабовладельческой экономики к использованию труда наёмных работников и трудоустройству и социальному устройству бывших рабов.

Итог подобного экономического плана был грандиозен. Некоторое время в стране был период, когда богатые люди и хотели бы дать милостыню, да не знали кому. Бедняков не осталось.

Но с постепенным угасанием религии – угасла и эта, безусловно, справедливейшая экономическая модель. И на востоке установились деспотии с прежними пороками общества – голодом, нищетой, ущемлением прав части населения и возвращением работорговли.

А между тем, бедные материально далеко не всегда бедны духовно.

Безусловно, богаче духом сельская учительница, которая воспитывает учеников, а не скатывается до проституции, чем модель, меняющая уже четвёртого бойфренда и не видящая жизни далее подиума. Слесарь на заводе, тянущий всю семью и старающийся дать образование сыну, более уважаем, чем олигарх, покупающий себе десятую яхту.

Только нищие духом могут позволить себе на встречу с голодными детьми прилететь на личном самолёте, строить золотые ванные комнаты, нанимая на работу бедняка-мигранта за гроши, совершать каждый год хадж, зная, что его сосед не сможет себе этого позволить даже раз в жизни. Печально, когда мусульмане, упорствуя в совершении одних предписаний своей религии, абсолютно забывают об остальных.

Именно об этом предупреждал в хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда спрашивал своих сподвижников о человеке, который будет полным банкротом в Судный день. Невозможно стать подлинным мусульманином, если исполнять заповеди выборочно, напоказ. Ведь многое из того, что, казалось бы, не имеет цены в этом мире, окажется очень тяжёлым в следующей жизни. Тогда доброе слово будет гораздо ценнее, чем банковский счёт в Швейцарии.

Ликвидация бедности возможна, это доказано. Но… для этого сначала необходимо построить справедливое, высокоморальное, по-настоящему верующее общество. Без богатых духом – невозможно стать богатыми материально, поскольку такое богатство непременно потянет на дно.

Духовная нищета гораздо опаснее материальной, и если бы не было её, то бедность давно уже была ликвидирована.

Приглядитесь к себе – сколько средств у вас имеется на личном счету духовности?!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки