Религиозные установки как залог здоровья современной молодёжи

Современные социально-экономические факторы не всегда положительно влияют на общее психоэмоциональное состояние молодёжи. В условиях города обеспечены постоянные стрессы, вызванные чаще всего социальным неравенством, в частности неспособностью части молодёжи реализовать себя в той или иной сфере.

Об этом в своё время достаточно убедительно писал Эрих Фромм, указывая на возрастающую роль экономических отношений между людьми, на рост потребительских взаимоотношений. Недостаток рабочих мест, условий для проведения развивающего досуга вызывают серьёзные изменения в структуре личности, а именно большое расхождение между тем, что собой представляет человек, и тем, каким бы он хотел быть.

Молодёжь больше задаётся вопросом, как подороже продать свои знания и умения, а невозможность этого приводит к глубокой разочарованности, ощущению собственной приниженности, особо при наблюдении за сверстниками из более обеспеченных семей. Нередко это приводит к таким негативным явлениям, как угодничество, зависть или агрессия. Кроме того, некая часть молодёжи прибегает к затуманиванию сознания, в частности через употребление наркотиков и алкоголизм.

Данное явление указывает на общий отрицательный эмоциональный фон в среде современной молодёжи. Сейчас как никогда общество озабочено повышением своего места в социально-иерархической лестнице. Такое положение вещей сильно влияет и на формирование общей идеологии населения в целом, и на развитие индивидуального самосознания отдельной личности в частности. Финансовый вопрос отодвинул на второе место духовное развитие, и как следствие базовые человеческие ценности, такие как доброта, отзывчивость, взаимоуважение, стали не востребованы. На их место пришли озлобленность, агрессивность, эгоизм и зависть.

Совсем иную картину можно наблюдать у людей верующих, ведущих религиозный образ жизни. В основном многое можно свести к тому, что такие люди не реагируют остро при невозможности удовлетворения той или иной потребности. В психологии известно, что в травмирующих ситуациях человек прибегает к активизации так называемых защитных механизмов. В большинстве случаев их действие можно свести к самообману. На какое-то время эти механизмы снижают психотравмирующее воздействие того или иного явления, но через какое-то время проблема может вновь дать о себе знать и проявится совсем в другой плоскости. Верующий человек, обладающий определённым уровнем религиозных знаний, скорее всего не будет так остро воспринимать социальное неравенство, а отнесётся к этому как к испытанию, ниспосланному ему Всевышним. Однако это положение справедливо не для всей группы верующих, а лишь для той части, кто обладает религиозными знаниями и воплощает их в свою жизнь, делает их нормами поведения.

 Нельзя исключать и тот факт, что некая часть религиозных людей, наоборот, может испытывать негативные чувства, что может проявиться в невротических реакциях. Но в данном случае следует сделать существенную оговорку, а именно: такое поведение, скорее всего, характерно для не совсем психологически здоровых людей, для которых религия выступает своеобразным способом самовыражения и компенсации чувства собственной малозначимости. Эту отдельную категорию людей целесообразно анализировать с точки зрения религиозного фанатизма.

Это первое существенное замечание по поводу положительного влияния религиозных установок на психологическое здоровье человека. Вторым, не менее значимым фактором будет форма переживания утраты близких людей в случае их смерти. Многие представители различных психологических школ прибегают к религии, отмечая её существенную роль в улучшении психологического здоровья. Это особенно актуально в работах хосписов, где создаётся специальная религиозная служба. Человек, верующий в то, что смерть это не конец, легче переживёт утрату, ощущает свою связь с Богом. Кроме того, религия, в данном случае Ислам, предписывает с терпеньем относиться к подобному и порицает излишнее проявление скорби, не даёт человеку замкнуться в себе, поощряет возврат к повседневной жизни. Данное положение несколько снижает чувство скорби и помогает человеку быстрее и значительно легче переносить утрату. Кроме того, многие психологи с успехом применяют подобные установки для облегчения душевной боли человеку, переживающему смерть близкого.

Третьей, не менее важной составляющей является система строгих запретов на употребление алкоголя, наркотиков и азартных игр. Анализ деятельности мусульманских учебных заведений показал, что в них полностью отсутствуют случаи употребления наркотиков, что не характерно для светских учебных заведений. К сожалению, случаи употребления наркотических средств проявляются и в среде молодёжи, проживающей на территории, где большая часть населения придерживается норм Ислама (Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Адыгея, Татарстан, Дагестан, Чеченская Республика и др.). Но их частота не так велика, и огромную роль в этом играют религиозное воспитание и проведение профилактических мероприятий в учебных заведениях с привлечением представителей духовенства.

Кроме того, религиозные установки, многие из которых выступают в виде запретов, с возрастом становятся частью личности, составляющей самосознание, и регулируют всё поведение конкретного человека. Таким образом, становится очевидным, что религия, в данном случае Ислам, является мощным фактором сохранения здорового образа жизни, сохранения человечества в целом. Крайне важно, чтобы при всём при этом Ислам не был использован для раздора между людьми, а, наоборот, объединял бы людей, делал их лучше, добрее. В одном из хадисов говорится: «Лучший перед Аллахом – обладатель наилучшего нрава». Это ли не указание нам на то, что мы должны заботиться об улучшении собственного характера, чтобы окружающим было хорошо рядом с нами, чтобы мы были примером для немусульман с точки зрения нравственности и порядочности!

Известный австрийский психоаналитик Альфред Адлер (довольно-таки значимая фигура в научной психологии) учил тому, что человек, желающий избавиться от депрессии, должен был в течение двух недель совершить как можно больше доброго в отношении своего окружения. Так вот, нам, мусульманам, нужно стремиться совершать добро не в течение двух недель, а в течение всей своей жизни. Это не только поможет нам справляться с депрессиями (которые могут проявляться в жизни любого человека, и это вполне нормально), но и принести больше пользы окружающим и в деле распространения своей религии, не говоря уже о том, какой это будет вклад в подготовку к вечной жизни.