Cказка ложь, но есть намек...

Кто из нас, в детстве или в зрелом возрасте, не читал сказок? Наверно, все когда-то делали это для себя, сестер и братьев, племянников и племянниц, детей и внуков… И читали мы их вне зависимости от нашей национальной принадлежности, ведь сказки есть у всех народов мира.

Большинство сказок существуют веками. Однако в последние годы стали появляться высказывания о том, что сказки вредны, что, мол, они разрушают нестойкую детскую психику!

Особенно это отражается в воззрениях так называемых «возвращенных» или «новообратившихся» мусульман. Т.е. тех, которые в своем детстве ничего не знали про свою исконную религию - Ислам, а теперь, будучи уже взрослыми, воспринявшими ценность и красоту его, отказывают своим детям в самом безобидном - детской сказке. На сказку, прочитанную в детстве, даже сваливают все современные проблемы - преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию...

Однако при этом совершенно игнорируется такой факт, что человек, который отрицает сказки, сам воспитывался на них. Он рос, слушая и читая сказки, и уже во взрослом возрасте, будучи в здравом уме и твердой памяти, стал полноценным мусульманином.

Состояние большинства умов современной молодежи действительно можно оценить как «полностью бродильное», однако - они и воспитывались как раз не на сказках, а на реальности 90-х, на пришедших в то время в массовый прокат американских фильмах, на том, что их родители, забыв про свои прямые обязанности (воспитание следующего поколения), стали «зарабатывать»: кто-то, чтобы выжить, а кто-то и в погоне за сверхприбылями!

Для того, чтобы оценить реальное значение сказок, надо рассмотреть их историческую судьбу!

Сказки, мифы, легенды, были - названий, по сути, много, но смысл остается неизменным. Особенно интересны последние – были. Это та же легенда, но, как предполагается, имеющая в своей основе реальные события.

Итак - большинство сказок возникло в глубокой древности, на самой заре человечества. Конечно, со временем многие из них изменялись, приобретали новый смысл и содержание, часть из них в итоге была записана, а большая часть, скорее всего, так и не дошла до наших дней даже в измененном виде. Некоторые из легенд перерастали себя, становились самостоятельными и в итоге интегрировались в религии. Теперь они настолько прочно вошли в некоторые верования, что их изъятие приведет к краху самой религии.

Но все же - большинство сказок абсолютно безобидны. Достаточно вспомнить то, что нам всем читали или рассказывали в детстве.

Однако есть некоторые братья и сестры, которые считают сказку запретной уже на основании того, что она - сказка, т. е. история, не имеющая под собой реальной рациональной основы. Сказка именуется ложью - а соответственно ее не должно быть на книжных полках мусульман.

Конечно - доля резона в таких рассуждениях присутствует. Как минимум - жизнь маленького мусульманина не должна строиться исключительно на сказках. Но и сказок он не должен лишаться, причем - совершенно незаслуженно.

Сказка - особенно несущие в себе элементы Ислама, морали, нравственности обязательно должны присутствовать в качестве средства воспитания. Ведь далеко не все ситуации, с которыми может ребенок столкнуться, объяснимы рационально, логически. Взрослая логика - вообще чуждое ребенку понятие, с которым он в лучшем случае смирится и подчинится родителям в их выборе (вполне возможно, что при этом он может лишиться и собственной индивидуальности и мнения), а может - воспротивиться и начать идти своим путем, в котором мнению родителей места, скорее всего не будет.

Тот, у кого есть маленькие дети, совершенно точно знает - многие положения религии усваиваются детьми крайне тяжело. К примеру, научить ребенка молиться - это полбеды, выучить молитвенные формулы достаточно легко. Однако как объяснить ребенку необходимость своевременного совершения намаза.

Сказать, что так Аллах повелел - это замечательный аргумент для взрослого человека и к тому же - достаточный, а вот для ребенка нужен иной подход. Что такое «не молиться», пропускать намаз? Даст Аллах - с нашими детьми такого никогда не случится, но .... такое вполне может произойти с героем сказки. И ребенок на этом примере сможет убедиться в пагубности подобного поведения.

Конечно, многие не согласятся с подобным примером, но - есть еще более веские аргументы.

Достоверно известно, что во времена Пророка Мухаммада (мир ему) существовали сказки, однако - нет такого хадиса, который бы их запретил. А то, что однозначно не запрещено, по общим принципам Ислама, считается разрешенным. Сюда же относятся, к примеру, детские куклы, которые некоторые подводят под запретное, как изображение живого, не зная даже о том, что Пророк (мир ему) допускал их использование.

Противники сказок говорят о том, что они недопустимы уже тем, что она - «ложь», а обманывать, согласно Шариату, запретно. Однако при таком однобоком подходе мы наложим запрет не только на сказки, но и на всю литературу. Ведь всем прекрасно известно, что никакого Онегина не было, не существовало Гамлета, Наташи Ростовой, Тома Сойера... Так под общий запрет попадет практически все и вся. Не будет даже учебников!

Вот, к примеру, из учебника по математике: «У Пети было 4 яблока, а у Васи на 2 яблока больше. Сколько яблок было у Васи?» Ведь эта задача по большому счету тоже придумана кем-то, этой ситуации в жизни не было. И под такой же запрет попадает большинство школьных учебников.

Вряд ли мусульманам, особенно российской умме, которая находится в стадии становления и развития, вообще приемлемо искать запреты там, где их нет. Скорее, большую пользу принесет не философствование на «отвлеченные темы», а конкретная деятельность, пусть и не столь заметная и не столь громогласная.

Лучше выучить с ребенком намаз, объяснить сестре про хиджаб, а брату - про пагубность игровых автоматов. И пусть это даже будет сказкой, ведь любой ребенок перерастет сказку, станет когда-то взрослым, вера в сказочные чудеса уйдет - а вот ростки веры в Творца, в Его бесконечную мудрость останутся.

А сказка - это просто метод донесения истины, понятный детям. В конце концов - «все мы родом из детства»!