Служи и поступай искренне. Аллах узрит

Анвар Салеев, руководитель московского исламского благотворительного фонда содействия духовному развитию личности «Ихляс», считает, что для верующего человека дорог каждый день. От пустых мечтаний надо отстраняться как от соблазна. «Я начну писать книгу, строить мечеть, по-доброму относиться к ближним. Но… не сегодня», - говорит мечтатель.

Но с другой стороны, есть опасность, что наши ежедневные дела могут превратиться в рутину, если не будет большой цели. Каким должен быть разумный путь служения Всевышнему, чтоб ощущать реальные результаты? Об этом интервью с А. Салеевым.

Любое дело – по намерению

Одно из определений времени звучит так: это уплотненная энергия. Потому время дискретно. То есть оно может как бы замедляться, растягиваться. В детстве мы хорошо это чувствуем. Оно может сжиматься, и тогда мелькают незаметно часы, дни, недели. Так происходит, когда мы наполняем жизнь событиями, обязательствами. Но у кого-то намерений и суеты много, а результата нет. А у иного человека все наоборот: хватает времени на работу, на семью, на дружеское общение.

- Что помогает Вам так много успевать? – с такого вопроса начала я разговор с Анваром Салеевым. – Исламский благотворительный фонд, которым вы руководите, поддерживает медресе, начальную школу, детский сад, проводит различные благотворительные акции…

Пятнадцать лет назад, когда родилась идея создания фонда, нужно было ему (фонду) дать имя. Название «Ихляс», что значит «Искренность», появилось не случайно. Я и мои товарищи действительно убеждены: быть искренними, сохранять чистоту во всех делах ради Аллаха – лучшего образа жизни не может быть.

- Как жить, чтоб время земной жизни было наполнено? – размышляет мой собеседник. – В Коране сказано, что удается то дело, к которому есть у человека намерение. Для мусульманина таковым является служение Аллаху, труд на истинном пути, желание быть полезным умме. Когда человек озабочен тем, как устроить доброе дело, ему намного быстрее пойдут навстречу знакомые и незнакомые люди, родственники, соседи, начальники и рядовые люди. Человек с благими намерениями всегда имеет намного больше шансов достичь результата, нежели злонамеренный. А у мусульманина есть особая поддержка – обращение к Аллаху, молитва о Его защите и помощи.

- Такие мысли и убеждения, безусловно, вдохновляют. Но жизнь показывает, что, когда мы встаем на путь служения, то очень часто и начинаются проблемы, которые раньше не возникали, которых мы раньше не подозревали.

Я ни в коем случае не могу сказать, что всегда и все удавалось и удается сразу, без проблем. Так в жизни не бывает! Испытания даются нам для приобретения опыта, воспитания терпения.

Легко благодарить Аллаха, когда все хорошо. Но всегда ли мы искренне благодарим Его, когда наши желания не исполняются, планы приходится пересматривать, помощников не хватает, деньги кончились? Я себе говорю в подобных случаях: Аллах дал мне эту ситуацию в данное время, в Его воле - все. Я прошу Его милосердия, молюсь о принятии правильного решения.

Все, что можно делать, делаю, не откладываю на некое непонятное «потом». Жаловаться, бездействовать, - значит терять время, которое тоже дар Господа. Мы ведь не просто решаем проблемы. Мы закаляемся как верующие люди, воспитываем свой дух. И таким образом, возможно, готовимся к испытаниям, которые могут оказаться намного серьезней! Это важно понять как можно раньше.

Время для познания

- Главное направление деятельности фонда «Ихляс» - исламское просвещение и образование. Эти сферы во все времена считаются затратными, а результат вложений - отдаленным. Какие примеры в деле просвещения служат образцами лично для Вас?

Моей первой наставницей в вере была бабушка. Я запомнил ее доброту и терпение. Она почти не знала русского языка. Но именно она научила совершать намаз, от нее я узнал молитвы. У нее вера была в сердце.

Богословское образование я получил в Киевском исламском университете. Курс, избранный в нем для подготовки имамов и учителей Ислама, - следование учению, которое было передано нам Пророком Мухаммадом (мир ему) и его «наследниками», великими учеными Ислама. Такими, как имамы Аль-Матуридий, Аль-Аш´ари, Абу Ханифа, Аш-Шафи´ии, Малик, Ахмад ибн Ханбаль. Исламский университет поддерживает тесные контакты с общеизвестным в мусульманском мире каирским Исламским университетом Аль-Азхар в Египте. Великое счастье, что я мог изучать коранические науки и таджвид (чтение Корана) под руководством преподавателей, направляемых этим авторитетным учебным заведением.

В начале 90-х мы, молодые московские мусульмане, могли встречаться и беседовать на квартирах. Позднее появилась возможность собираться в небольшом помещении, которое безвозмездно разрешал использовать один из братьев. Так зарождалось наше медресе, формировались первые курсы. Приходили люди разного возраста, вплоть до почтенного – 70 лет и старше. Что их влекло? Они жаждали духовных познаний.

По плодам узнается

- Какие из исламских предметов Вы любите более остальных? Если есть такие, то чем они Вам особо интересны?

Каждый человек проходит свой личный путь становления. Очень важно, кто стал его учителем, смог ли наставник направить ученика в правильное русло. Я не просто отдаю предпочтение преподаванию таких дисциплин, как акыда и история Пророков (мир им всем).

Я убежден, что знание акыды – системы знаний об Исламе как вероучении, необходимо каждому мусульманину. Недаром есть наставление, что не принимается поклонение от человека, который не знает, чему поклоняется. Такого «верующего» легко собьют с пути любые легкомысленные люди, он не сможет четко отделить зерна от плевел. Акыда позволяет создать у человека не только систему знаний, они (эти знания) формируют его характер, фундаментальные представления об Исламе и мусульманах.

Наша вера дает плоды. Наши дела, то, на что тратим время, – плоды наших желаний, нашей веры. Веришь Аллаху, соблюдаешь Его наставления – придут радостные результаты. Старайся, служи искренне, упорно – увидишь, что Аллах ценит твое усердие.

Такие разные ученики

- Стремление познать истину, понять жизнь через веру называют ультимативной человеческой потребностью. Об этом пишут многие великие ученые. Но как часто случается, что, начав учиться, человек не проходит даже часть необходимого пути! Вы, как преподаватель, огорчаетесь в таких случаях? Может, не вслух, а про себя, в душе.

Ученик не закончил курс. Подобное случается, это правда. Как реагировать? Я не могу разочаровываться в своем ученике по многим причинам. Могу огорчиться оттого, что чего-то не понял в человеке или, возможно, мало работал, чтоб донести до этого человека именно то, в чем он нуждался. Я знаю, что в подобных обстоятельствах надо просить у Аллаха ума и сил, чтоб Он дал новые возможности, время для того, чтоб мы могли вместе потрудиться. Учеба – это труд, усилия. Когда мы преодолеваем себя – тогда приходит радость, прирастают новые знания.

Когда-то у нас было небольшое помещение, которое безвозмездно предоставляла одна из татарских организаций в Москве. На занятия в медресе с разных концов столицы приезжали очень разные люди, в том числе пожилые. Охранник этой организации однажды говорит мне: «Молодежь учиться – это понятно. Но зачем в 70 лет учиться? Да еще такую дорогу ехать, через весь город?» Знаете, я этот вопрос часто сам себе напоминаю. Человек приезжает в медресе, чтоб получить особые уроки. Не важно, сколько ему лет. Важно, что его душа, ум, дух требуют обогащения. Мы должны благодарить Аллаха за таких учеников и молить о помощи в деле обучения.

О виртуальном мире и личном контакте

- Все большую популярность приобретают различные формы дистанционного обучения. Как Вы к ним относитесь? Практикуете ли дистанционные лекции, видеоконференции? Ведь некоторые из Ваших учеников, наверняка, свободно владеют навыками общения в виртуальном мире.

Освоение исламских знаний – это не просто запоминание новых и новых байтов информации. Мне думается, без создания условий, обстановки, которая способствует духовному развитию личности, наше общение превращается в обыденное, малозначимое. У нас другая цель – рассказать об Исламе, помочь окрепнуть в вере и расти вместе!

Давайте вспомним, как происходило обучение первых мусульман, тех, кто был современниками Мухаммада (мир ему). Люди собирались, чтоб послушать Пророка (мир ему). Во время этих бесед происходило удивительное: общение сердец, духовные откровения. Знание передавалось из уст в уста. Собирались совершенно разные люди, но с каждым из них происходило нечто каждым из них ожидаемое. Они испытали состояния, которые делали их людьми одной веры.

Личное общение, живой разговор, возможность видеть глаза, лицо собеседника – это радость для единоверцев. Технические возможности, конечно, надо использовать с определенными целями. Но я уверен, что традиции Пророка (мир ему), его методы обучения являются лучшими. Мы не в праве отказываться от проверенного опыта только ради того, чтоб «сэкономить время». Мне думается, в таком подходе есть некое лукавство: человек хочет получить максимум, но не желает тратить свое время и усилия.

Не опускать руки

- Тем не менее, согласитесь, условия, в которых живут и учатся нынешние студенты, очень изменились. Учеба в вузах чаще платная, растут цены на продукты, товары первой необходимости.

Раньше студенты в основном только учились. Теперь очень многие с младших курсов устраиваются на работу. Стало больше работающих пенсионеров. Мужчины и женщины среднего возраста часто вынуждены устраиваться на две-три работы. Как облегчить людям жизнь? Как помочь ветеранам, сиротам, нуждающимся людям?

Мы стараемся изыскивать возможности для организации праздников. Совместный отдых, непринужденное общение тоже укрепляют дух. В период школьных каникул проводим детские лагеря. Летний лагерь для детей и подростков стал традиционным.

Московские мусульмане любят выезды на природу, совместные пикники, проведение выходных на свежем воздухе. Чтобы все эти мероприятия состоялись, многие люди вкладывают свои средства. Когда мы учимся, работаем и отдыхаем вместе, то лучше узнаем друг друга, укрепляем нашу умму. В минуты дружеского общения убеждаешься, что все устраивается по воле Аллаха. Только сам не опускай руки, не отчаивайся.

Узнал сам – расскажи соседу

- Завершается очередной учебный год. К чему вы призываете своих юных и взрослых учеников? Какие Вы даете наставления на то время, когда они будут в отпуске, уедут путешествовать, навестить родственников?

Мусульманин в любых обстоятельствах должен оставаться носителем своей веры. Голос наш должен быть сильным в любых обстоятельствах. Говорить о вере, показывать своим поведением, что есть Ислам, нужно каждую минуту.

Я однажды спросил у наших учащихся в медресе, разговаривают ли они со своими соседями по площадке или с соседями по подъезду? Рассказывают ли о том, что они мусульмане, и о том, чему учит Ислам? Немногие это делают. А значит, мы не доносим свою веру до людей, которые на самом близком от нас расстоянии! «Так попробуйте!» - предложил я студентам.

Очень часто мы не «вкладываем» в головы людей мысли, которых у них нет, потому что боимся наткнуться на неприязнь или агрессию. Но разве так мыслил и действовал Пророк Мухаммад (мир ему)? Если б он так вел себя, то об Исламе узнали бы в лучшем случае только его ближайшие родственники.

И об учебных программах фонда «Ихляс» нам следует больше рассказывать. Традиционно информацию мы размещали в мечетях, распространяли через муфтият. Но полагаю, в данном случае надо использовать возможности интернета, мусульманских сайтов. Для жаждущих знаний наши двери открыты, мы искренне готовы делиться всем, что знаем.

Людмила Мишина

P. S. Занятия в медресе при благотворительном фонде «Ихляс» начнутся осенью. Приглашаются все желающие. Адрес: г. Москва, Коровинское ш., д. 23, корп. 2, «Татарский культурный центр» (м. Петровско-Разумовская). Тел.: 495 905 17 75, 495 905 03 65, 8 926 339 87 51.