Мусульмане Дальнего Востока. Рост активности

В течение четырнадцати дней в рабочей поездке по Дальнему Востоку находился сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов.

Петропавловк-Камчатский

Одно из первых мест Дальнего Востока, которое посетил Н. Аширов, был Петропавловк-Камчатский, где уже много лет действует официально зарегистрированная мусульманская организация в составе ДУМАЧР. Община Петропавловка-Камчатского достаточно зрелая. Многие активисты мусульманкой общины – это люди, имеющие ощутимый вес в обществе.

Многие из них имеют свое дело, ведут активную общественную и религиозную деятельность, занимаются социальным служением и благотворительностью. Такая позиция дает возможность членам религиозной общины пользоваться в городе уважением со стороны жителей города. Община наработала также достаточно весомый авторитет и в глазах местных органов власти, которая сотрудничает с общиной мусульман в деле оздоровления общества, возрождения духовности.

Пятничные и другие молитвы проходят в специально оборудованном для этого помещении квартирного типа, где собирается на молитву порядка 60-70 человек.
Одной из основных проблем мусульман Петропавловка-Камчатского долгое время являлось отсутствие земли для строительства соборной мечети. Три года назад такой участок был выделен. На нем усилиями членов общины и при финансовой помощи ДУМАЧР была начата закладка фундамента мечети. Однако в результате судебных тяжб участок отошел к заинтересованным в данной территории влиятельным местным коммерческим организациям.

На днях же после встречи Н. Аширова с заместителем камчатского губернатора А. Дроздовым и главой Петропавловско-Камчатского городского округа В. Скворцовым была достигнута договоренность о выделении властями нового участка земли в центре города. Он уже практически готов к застройке. Осталось только пройти процедуру оформления соответствующих документов.

В городе также действует национальная татарская организация, которая занимается в основном вопросами сохранения национальных традиций, организует национальные праздники, выступления фольклорных групп и проводит сабантуи.

Хабаровск

Программа поездки также включала в себя посещение Хабаровского края, где также давно существует ряд мусульманских общин ДУМАЧР - две общины в Хабаровске и одна - в Комсомольске-на-Амуре.

Хабаровская община в настоящее время находится на этапе своего подъема, хотя она еще весьма малочисленна. Усилиями верующих уже завершается строительство красивой деревянной мечети, где на пятничные молитвы собирается более 40 человек, что, конечно же, для такого города, как Хабаровск, совсем не много.

Перед мусульманами города долгое время остро стоял вопрос выделения новой земли под мусульманское кладбище, поскольку имеющийся участок уже не может использоваться. Это приводит к конфессиональному смешению захоронений. На встрече главы ДУМАЧР с заместителем председателя Правительства, руководителем аппарата губернатора и правительства края В. Качимовым была достигнута договоренность о выделении нового участка земли для организации мусульманского кладбища.

Комсомольск-на-Амуре

Мусульманская община ДУМАЧР в Комсомольске-на-Амуре была официально зарегистрирована менее полугода назад. В городе активную общественную работу проводит также татарская национальная организация «Магрифат», которая организует национальные праздники, сабантуи, собирает татарское и башкирское население на национальные мероприятия. Однако в религиозном плане активность татарского населения очень слаба, т. к. среди посещающих обязательную для мусульман пятничную молитву их количество ничтожно мало.

Благодаря активности руководителя татарского национального центра Рустама Абдуллина организация добилась получения земельного участка для строительства мечети. Но, по закону, при возведении культовых зданий приоритет принадлежит религиозным структурам. Поэтому на общем собрании двух организаций по согласованию с мэрией было решено передать земельный участок для строительства мечети Местной религиозной общине «Нур» при ДУМАЧР.

Таким образом, функции двух объединений разделились. Местная религиозная организация мусульман «Нур» будет непосредственно заниматься мечетью, а национальный центр «Магрифат» и далее продолжит работу в национальной сфере, тесно сотрудничая с исламской религиозной общиной.

Непосредственно перед посещением Н. Аширова городские власти выделили религиозной организации «Нур» помещение для проведения пятничных и ежедневных пятикратных намазов. На первую обеденную молитву, совершенную в новом помещении, которую провел глава ДУМАЧР, собралось порядка 300 человек.

Владивосток

Далее по программе посещения был Владивосток. Мусульманская община города одна из самых многочисленных на Дальнем Востоке. Она ведет активную работу в сфере просвещения, издания литературы, организации лекций и посещения мест лишения свободы и воинских подразделений.

На пятничный намаз в мечеть, которая расположена на всем протяжений первого этажа жилого дома, собирается порядка 700 человек. На праздничные молитвы приходит более двух тысяч, что вынуждает местные власти перекрывать близлежащую территорию на время богослужения для безопасности верующих.

Среди многочисленных прихожан мечети есть несколько десятков новообратившихся мусульман различных национальностей. Также организованы курсы по основам Ислама для женщин, которые ведет мусульманка, получившая достаточно глубокие знания по религии и арабскому языку. Занятия посещает более двух десятков мусульманок, которые также ведут активную проповедническую деятельность среди женщин Владивостока.

Имам Владивостока и руководитель Казыятского управления по Приморскому краю Абдулла Ишмухамедов на прошедшем пленуме ДУМАЧР, который состоялся в г. Екатеринбурге, был утвержден заместителем главы ДУМАЧР по Дальневосточному Федеральному округу в должности муфтия ДВФО.

В ходе посещения города глава Н. Аширов после проведения пятничной молитвы в мечети прочитал лекцию в Дальневосточном государственном университете, где в ходе выступления, которое затянулось на два часа, ответил на многочисленные вопросы студентов и преподавателей. Затем он посетил областное телевидение, где принял участие в получасовой программе по вопросам Ислама и проблем мусульман.

Ранее для поддержки возведения мечети в городе был зарегистрирован общественный фонд «Мусульманин». Он не представлял религиозную общину, а в основном занимался коммерческой деятельностью, из-за чего возникли сложности в строительстве. Встреча Аширова с руководством фонда «Мусульманин» показала, что они готовы уступить приоритет в строительстве мечети и дальнейшее ведение дел религиозной общине, представляющей интересы верующих.

Во время встречи с губернатором Приморского края С. Дарькиным глава ДУМАЧР обсудил вопрос закрепления земельного участка для скорейшего начала строительства Соборной мечети Владивостока. Губернатор заверил Н. Аширова, что земля под мечеть будет оформлена, тем более что в 2012 году во Владивостоке планируется проведение саммита АТЭС, куда также прибудут делегации трех мусульманских стран (Малайзии, Индонезии и Брунея).

Находка

После Владивостока делегация посетила общину ДУМАЧР в Находке, где недавно была открыта новая типовая мечеть, вторая на Дальнем Востоке, наряду с мечетью в Якутске. На пятничные молитвы в ней собирается около 100 человек, значительную часть которых составляют трудовые мигранты из республик Средней Азии.

Одной из основных проблем мусульман Находки являлся вопрос законодательного оформления уже выстроенной мечети и земельного участка. Новая мечеть была возведена на частном земельном владении, что создало некоторые трудности при ее оформлении. В настоящее время, после проведения общего собрания членов общины и мусульманского актива города с участием Н. Аширова по согласованию с местными властями община приступила к переоформлению здания мечети и оформлению земельного участка в соответствии с законом.

Артем

Местная религиозная организация ДУМАЧР также действует в г. Артем. Эта община не имеет своей мечети, она проводит молитвы в приспособленном для этого помещении, на пятничный намаз в нем собирается более тридцати мусульман.

Также в Партизанске действует религиозная группа ДУМАЧР, которая координирует религиозную жизнь мусульман города, проводит коллективные молитвы. Группа получила в пользование двухэтажное здание площадью 200 кв. метров, где в пятницу обирается порядка 150 человек.

Уссурийск

Мусульманская община Уссурийска многонациональна, в ее составе – татары, таджики, узбеки и др. В пятничный день на молитву приходит более 40 человек. Должность имама занимает выходец из Узбекистана, а председатель общины из Таджикистана. Для проведения пятничных и других молитв община арендует квартиру, где мусульмане собираются и на праздничные молитвы.

Благовещенск

Из Владивостока делегация выехала в г. Благовещенск (Амурская область), где на протяжении нескольких лет действует довольно многочисленная религиозная группа ДУМАЧР. Коллективные молитвы мусульмане Благовещенска проводят в арендованном для этих целей помещении. На пятничный намаз собирается 40-50 человек.

Имам религиозной группы мусульман г. Благовещенска, утвержденный ДУМАЧР, - выходец из Узбекистана, который в свое время закончил медресе в г. Бухаре. Он обладает достаточно широкими знаниями в области религии.

На проведенном собрании актива мусульман города, в котором приняли участие представители всех мусульманских диаспор, был поставлен вопрос о юридическом оформлении религиозной группы в Местную религиозную организацию мусульман г. Благовещенска в составе ДУМАЧР. Это позволит ставить перед местными органами власти вопрос выделения земельного участка под мечеть.

При встрече с видными историками области стало также известно, что в Благовещенске до революции уже существовала мечеть и действовала большая мусульманская община. До сих пор в исторических архивных документах имеются достоверные сведения о местонахождении мечети, сохранены имена ее основателей и бывших ее имамов.

Фактически вместе с первопроходцами, которые осваивали Дальний Восток, приехали первые мусульманские переселенцы – татары и башкиры. Община, которая сегодня воссоздается заново усилиями местных верующих и ДУМАЧР, является правопреемницей той, что существовала в городе еще до революции.

Во время пребывания в областном центре Амурской области Н. Аширов встретился с архиепископом Благовещенским и Тындинским Гавриилом, который заверил главу ДУМАЧР в своей поддержке строительства мечети в городе, обосновав это тем, что мусульмане, как и представители других конфессий, заслуживают полное право иметь свое культовый центр.

Хэйхэ (Китай)

В ходе посещения Благовещенска была организованна поездка в приграничный город Китая Хэйхэ, в котором проживает немалое количество мусульман, в основном дунган и уйгуров. Во время пребывания в Хэйхэ делегация ДУМАЧР посетила мечеть, где встретилась с активом мусульманской общины и ее имамом.

В городе имеется мечеть, которую нередко посещают и мусульмане из России, приезжающие в Хэйхэ по бизнесу. В городе также имеется большой халяльный (соответствующий нормам Ислама) ресторан с широким ассортиментом китайских и уйгурских блюд.

Благодаря торгово-экономическим связям с Россией за последние 15 лет из районного центра Хэйхэ превратился в город с населением 300 тысяч человек.

Зейск

Одним из очагов исламского возрождения в Амурской области является религиозная группа мусульман Зейска. В городе несколько лет действует религиозная группа. Ее членами являются мусульмане, ведущие активную деятельность как в религиозном, так и общественном плане. Они имеют достаточное общественное влияние, тесно сотрудничают с органами государственной власти на местах, занимаются бизнесом.

Тында

Из Благовещенска делегация выехала в Тынду - столицу БАМА, где встретилась с местным исламским активом. Мусульмане города для проведения молитв собираются на частной квартире, примерно в количестве 20-25 человек. Руководством религиозной группы после встречи с главой ДУМАЧР принято решение преобразоваться в Местную религиозную организацию и получить земельный участок для строительства мечети.

Нерюнгри

Далее путь делегации лежал в Нерюнгри, где действует община, зарегистрированная при Центральном духовном управлении мусульман. Общину города возглавляет имам Дамир Нафиков, который проводит пятничные молитвы в приспособленной для этих целей квартире. Она открывается только на время джума-намаза. Одновременно квартира-мечеть также используется имамом для хранения и реализации своих товаров.

Такое смешение религиозной и коммерческой деятельности в специально выделенном мусульманам помещении для молитв вызывает, по слов многих членов общины, большие нарекания в адрес имама Дамира Нафикова, который, к сожалению, к данному мнению не прислушивается.

Кроме того, в течение 10 лет община ЦДУМ не может начать строительство мечети на выделенном городскими властями участке. За все это время вырыт только котлован размером 35 на 35 метров.

Нереальные размеры мечети и затягивание строительства вызывает много вопросов у членов мусульманской общины города к руководителю мусульманской организации, который уже не первый год активно собирает средства для этой гигантской стройки в три этажа, рассчитанной одновременно на 3 000 молящихся.
В ходе встречи с Н. Ашировым, активисты общины выражали полное непонимание в связи с такими гигантскими размерами мечети, так как все население города составляет 60 тысяч человек.

Собрание мусульманского актива, на котором Нафиков не появился, сославшись на болезнь, приняло решение разработать реальный, отвечающий потребностям мусульман города проект и самостоятельно начать строительство мечети. В поддержку данного решения выступили также активисты, имеющие тесные связи с руководством градообразующего предприятия «Якутуголь», которое и может оказать помощь в реализации этого затянувшегося на многие года проекта.

Общественно-религиозная жизнь мусульман Дальнего Востока

По словам членов делегации ДУМАЧР, дух единения, братства и человеколюбия чувствуется в регионах Сибири и Дальнего Востока больше, чем в европейской части страны. Напрашивается вопрос, почему?

Во-первых, люди здесь живут в более трудных климатических, экономических и хозяйственных условиях. Из-за этого все нуждаются во взаимопомощи. Человек не может в одиночестве выжить или состояться как личность в таких суровых условиях, которые представляют регионы Дальнего Востока или Сибири.

Во-вторых, все люди, пусть даже во втором или третьем поколении, здесь в той или иной мере чувствуют себя приезжими. И это не дает повода одному говорить другому о том, что кого-то надо отправить обратно в Монголию и прочее, как позволяют себе говорить некоторые действующие политики. Таких настроений здесь не заметно. Это очень радует. Здесь нет этнического водораздела, который имеется на южных территориях нашей страны, а также в Санкт-Петербурге и Москве.

В целом на Дальнем Востоке также ощущается толерантное отношение как между мусульманами, так и в межконфессиональном плане. Исламские организации Дальнего Востока не занимаются выяснением отношений между собой. Созданные в небольших городах общины достаточно стабильны и, как правило, тесно сотрудничают между собой и с органами местной власти. В основном их членами являются социально активные работающие мусульмане, тогда как на «большой земле» во многих местах это лица пожилого возраста, пенсионеры.

Мусульманская жизнь на Дальнем Востоке идет ничуть не менее активно, чем в любом другом регионе России. Общины организуются снизу. Благодаря своей активности, совместным проектам, ведению общего бизнеса они достигают общественной значимости. Особенно активны в религиозном плане жители Владивостока, Артема, Находки, Якутска, Комсомольска-на-Амуре, где общины и религиозные группы мусульман действуют уже достаточно длительное время.

Мусульмане Дальнего Востока все активнее включаются в религиозную жизнь России, отправляются в хадж, на учебу, ведут социальное служение и проповедническую деятельность. Только в этом году из регионов Дальнего Востока в паломничество к святым местам Ислама поехало около 70 человек. Причем верующие совершают хадж за свои личные деньги.

По сравнению с регионами европейской России показатели исламской активности на Дальнем Востоке зачастую выше. Так, например, в некоторых областях Урала с компактным проживанием мусульман, где число татар и башкир достигает почти трети, в этом году в хадж отправилось только 20 человек.

Материал предоставлен Пресс-службой Духовного управления мусульман азиатской части России