Мусульманская игрушка: вчера, сегодня, завтра…

Детство – один из самых интересных периодов жизни человека, когда закладываются основные черты его характера и личности. Познавая мир, ребенок воссоздает его миниатюрную копию вокруг себя с помощью игр и игрушек. По утверждению психологов, игра – как подражание действительности - чрезвычайно важный элемент в развитии детской личности.

Сегодня полки детских магазинов ломятся от изобилия всевозможных игрушек: плюшевые звери, куклы Барби, конструкторы, роботы и динозавры. Чего здесь только нет!

Но можно ли играть юным мусульманам с игрушечными людьми и животными, когда в Исламе существует четкий запрет на их изображение? Сегодня многие мусульмане, когда приходит время намаза, накрывают имеющихся в комнате кукол и фотографии платками, чтобы их молитва не показалась адресованной этим изображениям.

Известный исламский ученый Юсуф аль-Карадави в своей книге «Разрешенное и запрещенное в Исламе» говорит по этому поводу следующее: «Есть некоторые виды трехмерных фигурок, которые не предназначены для поклонения или выставления напоказ ради демонстрации богатства их владельцев. Ислам о них знает, но не видит в них вреда. Детские игрушки (к примеру, куклы в виде людей и животных) как раз попадают в эту категорию».

В древней Аравии дети бедуинов играли в кукол, сделанных из подручных материалов, а также в деревянные игрушки. Пророк Мухаммад (мир ему) знал об этом и не возражал. На сей счет свидетельствуют несколько достоверных хадисов.

Жена Пророка (мир ему) Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Я обычно играла с куклами в доме Посланника Аллаха (мир ему), и мои подруги приходили поиграть со мной. Они прятались, когда видели Посланника Аллаха (мир ему), но ему было очень радостно видеть, что они играют со мной, и мы играли вместе» (Аль-Бухари и Муслим).

Аиша (да будет доволен ею Аллах) также передавала: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему) спросил меня: «Что это?». «Мои куклы», - ответила я. «А что это посередине?» - «Лошадь». «А что это такое на ней?» - вновь он задал вопрос. «Крылья», - сказала я. «Лошадь с крыльями?» - удивился Посланник Аллаха (мир ему). «Разве ты не знаешь о том, что у Сулеймана, сына Дауда, была лошадь с крыльями?» - спросила я. Тогда Пророк (мир ему) так сильно рассмеялся, что я увидела его коренные зубы» (Абу Дауд).

То, о чем здесь говорится, - обычные куклы, с которыми играют дети, и Аиша играла с ними, а Пророк (мир ему) не возражал против этого. По мнению авторитетного ученого прошлого Аш-Шаукани, эти хадисы являются достаточным доказательством того, что детям разрешено играть в игрушки, похожие на трехмерные статуэтки.

Так что же такое мусульманская игрушка? Существует ли такое явление? Как ни странно, ни одной более или менее серьезной научной работы на эту тему нет. В отличие от исследований игрушек китайских, японских или европейских.

Известный уральский актер Юрий Товбин, в чьей семейной коллекции находится более 2000 точеных игрушек и матрешек, в том числе из мусульманских стран мира и республик бывшего СССР, все свободное время посвящающий изучению истории игрушек, также теряется в догадках.

«Я не скажу, что я специалист по этнографии мусульманских регионов, - говорит коллекционер, - но меня удивляет, что очень много литературы об игрушках Западной Европы, с их знаменитыми оловянными солдатиками и фарфоровыми куклами, о дальневосточной даоско-буддийской игрушке, но практически нет сведений о народной мусульманской игрушке.

Может быть, это свидетельство того, что в Исламе нельзя изображать человека? Но опять же, куда деть знаменитую персидскую миниатюру? Но то, чтобы дети не играли вообще ни во что, - это нонсенс. Поэтому изучение этой темы может стать материалом для дальнейших исследований».

Этнографы и эксперты свидетельствуют, что для всех традиционных культур, к которым относятся и народы Ближнего и Среднего Востока, принявшие Ислам в первые века хиджры, было характерно изготовление игрушек из подручного материала.

- Дети играли тем, что у них было под рукой, - поясняет Юрий Товбин, - брали солому, оборачивали тряпочкой или листочком и с этим играли…

Традиционная народная мусульманская игрушка еще жива во многих регионах мира. В Турции ее делают из тыквы-горлянки. В результате получаются симпатичные восточные принцессы. А в России традиционную татаро-башкирскую куклу до сих пор можно увидеть в отдаленных деревнях, до которых еще не дошла техногенная цивилизация.

«Обычно татары делают игрушки в виде семьи: жена, муж, дети, - рассказывает этнограф, заведующая отелом Дома фольклора Свердловской области Светлана Кучевасова. - Раньше использовали домотканый холст, но сейчас все чаще покупную ткань.

Важно то, что в этих куклах сохранен многослойный, монументальный стиль, который присутствует в костюмных комплексах татар и башкир. Сохранен даже головной убор: колпачный комплекс сделан в соответствии с татаро-мусульманскими традициями, как издавна носили его женщины. И это очень важно.

Нам понравилось, что бабушки, которые до сих пор умеют делать таких кукол, показали нам во время экспедиции, как с ними играть. Показали нам свадебный обряд - никях, - сопровождая его песнями. Если бы дети так сейчас играли, это было бы замечательно. Тогда бы фольклорные формы не умирали, а передались бы следующим поколениям».

Традиционная татарская кукла делается из древесной щепы, лоскутов и шерстяных ниток. Голова изготавливается из лоскута с набивкой, приматываемого к щепе нитью. Далее щепу обматывают шерстяными нитками разных цветов. Концы ниток не связываются, а скручиваются.

Кукле–женщине делают платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, как говорится в Коране, «скрывает все, кроме явного». Имен татары и башкиры куклам не дают. Еще для этих игрушек характерно отсутствие нарисованных черт лица, что связано со старинными народными традициями.

«Все народные татаро-башкирские куклы делалась так, чтобы ребенок мог задействовать свою фантазию и доделать в своем воображении игрушку сам, - говорит Светлана Кучевасова. - Рисовать лица было не принято, потому что так гораздо шире спектр тех фантазий, которые ребенок мог воплотить в этой кукле».

Но Барби, как символ глобализации в игрушечном мире, все активнее вытесняет традиционную мусульманскую игрушку. Поэтому недавно одна из египетских фирм дала свой ответ сексапильной американке, выпустив на арабский рынок «мусульманку Фуллу». Разработчики объясняют, что для исламских стран давно необходимо было создать такую игрушку, которая была бы близка и детям, и родителям, потому что последние неохотно приобретали европейского вида кукол.

«Фулла - честная, любящая и заботливая девушка, она почитает отца и мать, - говорится в аннотации к игрушке. – Она никогда не выставит напоказ руку или ногу».

Продавцы египетских магазинов игрушек говорят, что Фулла продается намного лучше, чем Барби, потому что больше соответствует исламским ценностям.

Помимо одежды в комплекте с куклой продается и розовый коврик для ежедневных молитв, а также разноцветные наряды и никабы (вуаль, закрывающая лицо). Фулла хранит свое целомудрие, поэтому пока у производителей не стоит в планах создание мусульманского аналога Кена, друга Барби. Однако на рынке появились Фулла-доктор и Фулла-учительница – это весьма почитаемые в исламском мире профессии.

Однако коллекционер Юрий Товбин уверен, что традиционная народная игрушка намного лучше фабричных аналогов. Ведь в деревянной игрушке жив дух народа и его религиозные представления. Так, например, русская деревянная игрушка тесно связана с православными святыми.

Парадоксально, но специалисты уверены, что атеистический советский режим, нападавший на все без исключения религии, помог не только сохранить в России традиционную мусульманскую игрушку, но и развить ее художественную форму. Например, в точеных фигурках узбекских музыкантов советского производства можно рассмотреть все элементы традиционной среднеазиатской мусульманской женской и мужской одежды, увидеть в действии точные копии музыкальных инструментов.

«Советская власть стремилась объединить народы, раздвинуть границы национального самосознания, - считает коллекционер. - Она ломала давние устои и религиозные традиции, насаждая интернационализм. Эта тема была тогда очень актуальна. Интернационализм подразумевал расширение знаний народов Страны советов друг о друге. В советское время даже существовал целый институт, который занимался этнографическими игрушками: издавались альбомы, проводились научные конференции.

Посмотрев этот материал, мы можем найти целые этнографические наборы, где есть и узбеки, и киргизы, и народы севера, и все это вместе объединялось в такие большие игровые наборы, как «Покорение Севера», «Покорение пустынь» и т.д. Я думаю, что современная игрушка из мусульманских регионов бывшего СССР сохранилась благодаря этой советской, интернациональной традиции».

В начале 1970-х гг. Совет министров СССР выпустил постановление «О промышленном внедрении народной культуры в регионы», в соответствии с которым высококлассные художники из старинных ремесленных центров поехали «по городам и весям». Группу художников, специалистов по хохломе из Семенова Нижегородской области, направили в Башкирию на фабрику игрушек «Агидель», где те наладили производство татаро-башкирских игрушек в традиционных мусульманских одеяниях.

Эти деревянные игрушки, каждая из которых имела свое имя вроде Зухра, Гульнур или Агидель, пользовались огромной популярностью среди детей. Да и взрослые были довольны: некоторые игрушки служили игольницами или флаконами от духов.

Старинное предание рассказывает, что однажды имам Малик (да будет милостив к нему Аллах) увидел, как мужчина покупает куклы для своей дочки, и ему это не понравилось, но кади Ияд сказал, что девочкам разрешено играть с куклами. Поскольку именно девочки обычно играют в куклы, в этом предании упомянуты только они. Но это не означает, что мальчикам они запрещены.

Исламская традиция не запрещает детям играть с роботами, трансформерами и конструкторами, потому что это неодушевленные предметы, к тому же Ислам поощряет образовательные игры. Но наряду с этим, думается, что родителям приятнее и полезнее будет научить ребенка самому делать игрушки, соответствующие традициям веры и своего народа.

Алексей Старостин (Екатеринбург)
(фото автора)