Мусульманская молодёжь Татарстана ищет «золотую середину»

Одним из приоритетных направлений своей деятельности, а может быть, и самым главным, новый муфтий Татарстана обозначил идеологическую работу против проявления религиозного экстремизма, и в первую очередь среди молодёжи. С такими намерениями в феврале этого года при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан был создан Отдел по работе с молодёжью, который возглавил выпускник Российского исламского университета Айнур Султанов. С ним корреспондент «Ислам.ру» и поговорил о целях, задачах отдела, настроениях в молодёжной среде мусульманской общины республики, а также о планах на будущее.

– Айнур, какие цели Вы поставили перед собой?

– В феврале 2011 года при Духовном управлении мусульман Татарстана был создан отдел по работе с молодёжью, при котором сформировался клуб мусульманской молодёжи «Алтын урта» (что в переводе с татарского означает «Золотая середина» – прим. автора). Клуб непосредственно занимается работой с молодыми людьми: проведением встреч, дискуссий, различных мастер-классов для мусульманской молодёжи. Мы ставим своей целью найти золотую середину для молодых между мирской жизнью и религиозной, между национальным самосознанием и религиозным, хотим, чтобы мусульманская молодёжь смогла найти именно ту золотую середину, которая помогла бы ей адекватно чувствовать себя в современном обществе и развиваться в условиях татарстанского и, в целом, российского общества.

– Вы образовались совсем недавно, что уже успели сделать за это время?

– Первым мероприятием, которое мы провели, была организация круглого стола на тему: «Двадцатилетие исламского возрождения в Татарстане: успехи и ошибки». Мы говорили о том, что сделано за эти 20 лет, подвели некий итог совместно с учёными и религиозными деятелями. Поставили новые цели для молодёжи, определили, что уже сделано, что необходимо сделать для развития Ислама, для развития республики, для развития нашего общества. Затем у нас были другие встречи, мастер-классы для мусульманской молодёжи, в частности мастер-класс по татарскому шамаилю, мы говорили о том, как начать свой бизнес согласно Шариату; у нас прошла встреча с ведущими религиозными деятелями республики на тему: «Абу Ханифа: почему он?» – и многие другие.

Пока мы работаем над созданием команды. Мы ещё только срабатываемся и собираем активную молодёжь со всей Казани, со всего Татарстана; недавно мы съездили в Елабугу, провели встречу со студентами Елабужского государственного педагогического университета, собираемся открывать филиал в Мамадышском медресе, там есть молодые люди, которые заинтересовались этим проектом. На данном этапе для нас важно собрать активную молодёжь, которая хочет работать во благо общества, во благо уммы, и уже со следующего учебного года планируем более крупные проекты. Сейчас мы набираем силу, набираем потенциал.

– Какие планы на будущее?

– В планах регистрация общественной молодёжной организации «Союз мусульманской молодёжи», которая будет заниматься непосредственно общественной деятельностью, воспитанием молодёжи и молодёжной политикой, проблемами молодёжи и будет себя всячески проявлять в молодёжной среде Республики Татарстан.

– Мусульманская молодёжь Татарстана, на Ваш взгляд, какая? И к чему она должна стремиться, какой должна быть?

– Мусульманская молодёжь Татарстана, на мой взгляд, одна из самых передовых в России; она прошла очень большой путь исламского возрождения с начала 1990-х годов и стала заметной силой в общественной жизни Республики Татарстан. Мусульманская молодёжь нашего региона ведёт активную деятельность среди светской молодёжи, среди студентов различных учебных заведений, проводит разные акции. Можно сказать, что исламская молодёжь очень активна, имеет свои взгляды по тем или иным проблемам, имеет свою активную гражданскую позицию и готова работать во благо своей нации, во благо страны.

– Многие ли пытаются разделить национальность и Ислам? Как вы на это смотрите?

– Да, есть такая проблема, возникли некие разногласия между национальным и религиозным самосознанием молодёжи, но это, наверное, происходит в силу того, что большая часть молодёжи, получившей образование за рубежом, в силу своей молодости и юношеского максимализма часто говорит о том, что в религии Ислам нет национальности. Но под словосочетанием «в Исламе нет национальности» надо понимать то, что в Исламе все нации равны, т. е. любая нация, любой человек равен перед Богом, и нация или отдельно взятый человек оценивается по своим деяниям, имеет цену перед Богом благодаря своим деяниям. В Исламе, конечно же, нации всегда были, и особенности исламского сообщества в том или ином регионе есть, и слова о каком-то унитарном Исламе не имеют под собой почвы.

Мне кажется, будущее Ислама в Татарстане и в России в целом за теми молодыми людьми, которые смогут найти компромисс между национальным и религиозным в своём мировоззрении, т. е. национальное и религиозное никак не должны противоречить друг другу, так как национальное, допустим татарского народа, буквально пропитано Исламом, и можно сказать, что национальное – это уже исламское. Между ними уже можно поставить знак равенства. За века, которые наш народ развивался в Исламе, все те традиции, что не соответствовали Исламу, ушли из жизни нашего народа, их уже не осталось. Нашим идеалом, идеалом молодёжи клуба «Алтын урта», являются те люди и та молодёжь, которая смогла найти компромисс между национальным и религиозным самосознанием. Для нас авторитетом являются такие великие татарские учёные, как Шигабутдин Марджани и Гатаулла Баязитов, которые проявили себя и как великие исламские учёные, работая во благо исламской уммы, и как люди, которые любили свою нацию. Допустим, тот же Гатаулла Баязитов – это первый человек, который выпустил газету на татарском языке. Они как истинные патриоты своей страны всегда защищали честь Родины с высоких трибун, отстаивали позиции России и российской уммы.

В свою очередь, мы как раз пытаемся развивать национальное и религиозное самосознание молодёжи, участвуем во многих национальных акциях. Недавно мы приняли участие в акции «Мин татарча сойлэшэм!» («Я говорю по-татарски!»), организованную движением нового поколения «Узебез» («Мы сами»), которая очень популярна среди татарской молодёжи. Заняли второе место в квесте «Татар-дозор», чему очень рады. Считаем, что мусульманская молодёжь должна участвовать во всех акциях – и в национальных, и в государственных, должна выражать свою точку зрения, показывать своё присутствие, т. е. не должна быть оторвана от тех проблем, которыми живёт остальное общество, должна активно участвовать во всех процессах, которые происходят в обществе.

– Как Вы считаете, есть ли угроза экстремизма в Татарстане или её искусственно нагнетают? Если есть, то как с этим бороться?

– Угроза экстремизма в Татарстане, конечно, существует, но нагнетать обстановку, мне кажется, не стоит, так как ханафитский фикх и традиционный татарский Ислам являются тем гарантом стабильности в регионе, благодаря которому мы сможем удержать ситуацию под контролем и который является некой «подушкой безопасности» для нас. Благодаря такому Исламу мы сможем выйти из сложившейся ситуации. Конечно, в начале 1990-х годов ситуация была упущена, и в этом вопросе существуют некоторые трудности, но вызывает довольство то, что на сегодняшний день уже есть осознание их наличия. Многие – и духовенство, и государство, и светские институты – работают над преодолением этой проблемы, и, мне кажется, мы сможем побороть те негативные тенденции, которые наблюдаются в последнее время в мусульманской умме Республики Татарстан.

И в этом вопросе, как я уже подчёркивал, приобретает важность национальный компонент, так как он выступает неким гарантом от угрозы ваххабизации и салафитизации мусульманской молодёжи. Та молодёжь, которая не оторвана от национальных корней, от национальных традиций, не поддаётся влиянию зарубежных исламских течений, влиянию ваххабизма.

Важно развивать и национальную культуру, дабы противостоять ваххабизации и проникновению экстремизма в среду молодёжи. По моим личным наблюдениям, та молодёжь, которая смогла найти баланс между этническим и религиозным, в наименьшей степени подвержена влиянию деструктивных явлений и сект