«Мода не нужна, должна быть исламская эстетика и стиль». Фатима Анастасия Ежова

– Какой стиль исламской одежды вы предпочитаете?

У меня фактически существует два стиля – спортивный и более элегантный. Я очень люблю черный цвет, особенно в сочетании красным, вишневым, сливовым, летом же предпочитаю бежево-зеленую (хаки) гамму. Вообще вариант, когда полностью черная одежда дополняется платком, сумкой и обувью другого цвета, мне представляется почти беспроигрышным, в черных платках также есть нечто притягательное.

Весьма эстетичен и распространенный среди мусульманок мира наряд из плащика или туники до колен в сочетании с брюками и платком. В моем гардеробе несколько таких ансамблей, также ношу длинные юбки в сочетании с красивой обувью и сумками.

К сожалению, в Москве не любую мусульманскую одежду можно надеть на улицу. Между тем, мне близка эстетика милитари в одежде мусульманок исламских движений в арабских странах. Мне нравится арабская черная абейя, безусловно, это очень строгая, аскетичная одежда и далеко не всякой женщине она понравится.

Однако, бесспорно, в этой одежде есть своя собственная, особая эстетика, причем выходящая на уровень атрибута исламского политического движения, недаром эта одежда в сознании множества людей ассоциируется с Исламской революцией, с девушками из «Хизбуллы», многие из которых носят абейю. В абейе есть некая тайна, измерение Иного, и одновременно женщина словно несет на себе черное знамя.

Это уже не совсем одежда в повседневном смысле слова, это такая же форма, как черные рубашки у правых или «арафатки» левых, заимствованные у ФАТХ. Однако в Москве носить такую одежду, как абейя, практически невозможно, да и климатические условия сами по себе тоже являются препятствием.

– Возникали ли у вас какие-либо сложности по месту учебы, на работе, часто ли вас останавливают сотрудники милиции, как реагируют люди на улице?

Когда я училась в университете, на старших курсах я надела хиджаб, и это не повлекло за собой абсолютно никаких проблем. Все преподаватели и студенты отнеслись к этому совершенно нормально, ни с чьей стороны я лично не заметила никакого негативного отношения или косых взглядов. В дальнейшем же я работала только в исламских организациях, поэтому, слава Аллаху, у меня нет проблем ни с хиджабом, ни с чем иным.

В этом плане мне очень повезло, потому что появиться на работе в большинстве офисах и госучреждений Москвы в хиджабе – это нечто не вполне реальное. Во многих фирмах, где строго регламентируется цвет колготок и длина юбки, вопрос о платке вообще не стоит, там можно считать удачей, если разрешили вместо короткой юбки надевать брюки. Тем не менее, я знаю не один пример, когда мои знакомые мусульманки устраивались на работу и носили хиджаб в офисе – главным образом, такое возможно в иностранных организациях, многое зависит и от профессии и от ее способностей женщины как специалиста.

Что касается милиции, она, как ни странно, практически меня не останавливает – у меня есть подозрение, что порой принимают за иностранку. С тех пор, как я надела хиджаб в полном смысле этого слова, у меня проверили документы на улице всего один раз и один раз задержали в аэропорту. Думаю, среди наших сестер есть ложный стереотип, что чем сильнее они покроются, тем больше шансов «загреметь» в милицию.

Это совершенно не так – косынка, повязанная назад, из-под которой еще и торчат волосы, делает девушку в гораздо большей степени похожей на уроженку Кавказа. Кроме того, я заметила, что милиционеры чаще останавливают мусульманок, у которых есть внутренний страх перед задержанием.

Обыватели, безусловно, на хиджаб порой реагируют истерически, хотя я бы не сказала, что это повальная реакция. В основном неприязнь к хиджабу проявляют понурые женщины лет 45 – мужчины же часто реагируют весьма позитивно. Мне неоднократно говорили, что я красиво одета, причем не все из них понимали, почему я так выгляжу, думали, что у меня просто такой творческий подход к одежде. Вообще все случаи бурной реакции на мой платок скорее забавные, поскольку инцидентов, когда по отношению ко мне кто-то в транспорте открыто проявлял агрессию, я не припомню.

– Где вы покупаете одежду, соответствующую требованиям Шариата?

В регионах – в Казани, Дагестане – есть хорошие магазины мусульманской одежды, где продаются стильные вещи для девушек и молодых женщин. Однако, на мой взгляд, столица в этом плане несколько отстает.

Я знаю, что есть домашние магазины исламской одежды, но сама пока в них не была. Знаю лишь, что значительную часть их ассортимента составляет одежда, которая привезена из арабских стран и может быть полезна на случай поездок в страны мусульманского мира, но почти не пригодна для ношения на московских улицах (я имею в виду абейи, чадры, паранджи, никабы).

Лично я одеваюсь в обычных магазинах, в них иногда можно найти вещи, полностью соответствующие Шариату. Например, около четырех лет назад я купила в одном из молодежных магазинов длинную, ниже щиколоток, юбку цвета хаки, из очень легкого, но совершенно не просвечивающего материала, полностью соответствующую Шариату и вместе с тем стильную.

Кроме того, мусульманок не может не радовать нынешняя мода на летние льняные халатики и туники с длинным рукавом, которые носят с брюками. Кстати, этот ансамбль полностью заимствован европейскими дизайнерами из мусульманского гардероба, поскольку они были вдохновлены иранским кино, в котором женщины именно так и одеты.

Хотя в последнее время все сложнее найти хорошую одежду даже немусульманке, «модные магазины» поражают все усиливающейся безвкусицей предлагаемых моделей, повсюду режет глаз сочетание неоново-розового с зеленым, с обилием аляпистых страз и блесток. Одна моя подруга-мусульманка посоветовала мне обратить внимание на коллекции модельера Елены Макашовой: «Этот человек словно работает для нас».

В ее магазине «Ширпотреб», главным образом, продаются очень широкие брюки, разнообразные плащи. Конечно, это весьма дорогой магазин, но мусульманкам, которые могут себе это финансово позволить, я его рекомендую. Я часто заглядываю в ТЦ «Панорама» в Черемушках, там порой встречаются оригинальные и красивые вещи, отвечающие требованиям Шариата.

– Нравится ли вам, как одеваются российские мусульманки? Какие тенденции в их стиле вам импонируют? Что бы вы хотели изменить в их имидже?

Мусульманки в нашей стране одеваются по-разному. Я знаю многих правильно одетых сестер с очень хорошим вкусом, и тех, чей стиль или уровень соответствия нормам Шариата оставляет желать лучшего. Справедливости ради, отмечу, что, слава Аллаху, большинство российских мусульманок следуют предписаниям Ислама в области одежды, несмотря на все сложности и негативное отношение окружающих.

Что касается стиля, здесь ситуация пока несколько хуже. Мне не нравится стремление некоторых мусульманок копировать негативные тенденции неисламской моды, заимствовать кричащие цвета – ярко-розовый, бирюзовый и т.д. Даже если какие-то цвета не запрещены Шариатом, не всегда они желательны или соответствуют исламскому стилю.

Кроме того, зачастую у сестер возникает проблема с сочетанием цветов, в особенности платка с основным нарядом – иногда они друг с другом не очень соотносятся, особенно когда и то, и другое пестрой расцветки. А у тех мусульманок, которые пытаются носить платок, но не закрывают аурат, как положено, несоответствие Шариату очень часто соседствуют с отсутствием стильности, потому что сочетание хиджаба с джинсами в обтяжку и чуть ли не голым пупком, или платка с декольте несколько нелепо.

И все же, слава Аллаху, не совсем правильно одетых девушек становится меньше. Меня радует, что сейчас многие российские мусульманки, одеваясь по Шариату, стремятся хорошо выглядеть, ухаживают за собой, творчески подходят к хиджабу, моделируя разные его фасоны, вырабатывают свой собственный стиль.

– Как вы относитесь к такому явлению, как «мусульманская мода»?

К такому явлению, как «мусульманская мода», я отношусь негативно. Почему-то часто люди путают модное с красивым. Мода – это часть потребительского общества, часть буржуазной системы, это набор бездумных эстетических стереотипов, которые навязывают для того, чтобы женщины бесконечно покупали новую одежду. Часто модницы превращаются в одержимых – они в неограниченном скупают товары в магазинах, имеют по 20 джинсов, по 50 свитеров, по 5 пальто и так полностью обновляют гардероб каждые полгода. Это болезнь, на которой кто-то делает деньги.

Мне кажется странным, если мусульманка будет руководствоваться тем, что один сезон она будет носить синее, а в следующий – экстренно перейдет на розовое. Умме не нужна мода, а следует прорабатывать исламский стиль, не зависящий от сезонов и распродаж, развивать у мусульманок хороший вкус.

Зачастую ориентация на эстетику исламских политических движений (для нас это актуально в той мере, в какой это возможно перенести на российскую почву) таит в себе множество интересных возможностей для развития разных стилей одежды мусульманок. Кстати, действительно красивые и стильные вещи зачастую очень строгие и простые, что весьма соответствует требованиям Шариата.