Почему африканцы и жители Карибского бассейна обращаются к Исламу?

В Африке и в странах Карибского бассейна мужчины и женщины начинают проявлять к Исламу все больший интерес. Он обладает той способностью, которой нет у христианской церкви – привлекать людей независимо от их расовой принадлежности. И, безусловно, темнокожих людей, принимающих Ислам, следует относить к мусульманскому сообществу, поскольку религия начинает играть для них первостепенное значение

Большую часть своей работы я провел в беседах с африканцами и жителями стран Карибского бассейна, принявшими Ислам. С двумя из этих людей я до сих пор поддерживаю отношения. Так, я постоянно общаюсь с одним художником, принявшим Ислам в середине 90-х годов.

Его духовное путешествие началось со слушания записей проповедей мусульман-афроамериканцев. Это было, когда он учился в выпускном классе средней школы в Америке. В выступлениях звучала мысль о тесной связи между преданностью Аллаху и открывающейся перед темнокожим населением возможностью освободиться от нищеты, наркотиков, преступности и бессмысленности существования.

Первое же его посещение афроамериканской мечети перевернуло жизнь этого юноши. Сотни опрятно одетых людей, полных самоуважения и понимания смысла своего жизненного пути сразу же стали для него примером для подражания.

Так происходит и сегодня. Многие темнокожие попадают под сильное воздействие мусульманских проповедей, в которых их призывают освободиться от чувства расовой неполноценности и отсталости. Известно, что «звезда» движения за права афроамериканцев 20 столетия, Малколм X перешел в Ислам из Христианства в поисках средства возрождения своего народа.

Мой друг, художник, также утверждает, что Ислам дает ему почувствовать свою социальную значимость и призывает к расовой справедливости, о чем часто забывают христианские церкви.

Надо сказать и о моем племяннике, который недавно принял Ислам, отбывая срок тюремного заключения. Находясь длительное время в одиночной камере, он читал Библию и Коран, и его внимание привлек тот факт, что Ислам является последним Заветом, ниспосланным Богом человеку. Он проявил интерес к мусульманской религии и стал брать уроки у имама, работавшего в тюрьме. Впоследствии мой племянник стал очень сильным в вере.

Безусловно, тот ежедневный режим, к которому призывает Ислам, приучил его к дисциплине и заставил заниматься интеллектуальным трудом. Находясь в тюрьме, он стал учиться и, что самое главное, «завязал» с преступной деятельностью. Освободившись, парень стал менеджером. Он и сейчас строго соблюдает требования Ислама.

Тот факт, что многие жители стран Африки и Карибского бассейна принимают Ислам потому, что он дает им надежду и смысл жизни, не новый. Еще в 1888 году Эдвард Вилмот Блайден, известный просветитель, работавший в странах Карибского бассейна, утверждал, что Ислам проявляет гораздо больше уважения к культуре темнокожего населения и более понятен им, чем Христианство.

Конечно же, всегда найдутся люди, которых увлекают крайние идеи, в особенности – среди разочарованной в социальных перспективах темнокожей молодежи с рабочих окраин. Однако таких меньшинство, как и в случае с белыми представителями среднего класса, причастными к террору в Африке.

О последнем мне рассказал один беженец из Конго. Высокообразованный человек, академик, он покинул родину, спасаясь от ужасов гражданской войны. Во время нашей беседы о положении дел в Африке этот человек напомнил мне о том, что «многие хорошо образованные белые люди» участвуют в актах террора в его стране.

Конечно же, он имел в виду не террористов-смертников, а представителей среднего класса, сотрудников крупных корпораций, осуществляющих финансирование местных главарей банформирований и низкопробных политиканов в обмен на доступ к алмазным копи и другим полезным ископаемым. Их действия вполне можно было бы приравнять, по словам моего собеседника, к этническим чисткам, изнасилованиям, издевательствам над детьми и убийствам, совершаемым теми подонками, которые получали от них деньги.

Испугавшись возможного возникновения стереотипа, я заметил, что из этого никак не должно следовать, что все белые люди, занимающиеся бизнесом в Африке, – злодеи.

Роберт Бекфорд