Долина Мина в своём многообразии – мини-модель планеты Земля

Все российские паломники в данный момент находятся на территории долины Мина – это огромная территория, на которой развёрнуты сотни тысяч палаток. Это город со всей необходимой инфраструктурой, в котором несколько миллионов человек живут только 2–3 дня в году.

В долине Мина, как и на политической карте мира, каждая страна имеет свой сектор. Площадь сектора и количество палаток, отведённых для каждой страны, зависят от количества паломников из этой страны. Долина Мина – это мини-модель планеты Земля со всем её расовым и этническим разнообразием. Обычно российские паломники размещаются в 34–36 палаточных городках. С нами по соседству размещаются в основном паломники из европейских стран. Палатки в долине Мина огнеупорные – это сделано в целях пожарной безопасности, они оснащены системой кондиционирования, что немаловажно при жарких климатических условиях Аравийского полуострова. Каждая палатка застелена коврами, есть электрическое освещение, ёмкости с питьевой водой. Современный человек, как правило избалованный комфортом у себя дома и привыкший ко всем благам цивилизации, поначалу нередко испытывает неудобства при необходимости спать на полу палатки, подложив под голову свою сумку, и есть тоже на полу. Однако такое состояние уравнивает всех паломников независимо от их материального состояния и занимаемой должности. Состоятельный индонезиец, занимающий у себя на родине министерский пост, и простой рабочий из Нигерии ничем не отличаются в хадже. Здесь все равны, все облачены в два куска материи, и лучше из них тот, кто более богобоязненный.

Пребывание паломников в долину Мина приходится на самый главный праздник мусульман – Ид аль-Адха, праздник жертвоприношения. Ночное пребывание в Мина входит в обряды хаджа, и молитвы, совершённые там в эти дни, вознаграждаемы Господом даже больше, чем молитвы в Запретной мечети – Масджидуль-Хараме в Мекке. Поэтому паломники не теряют время, находясь в долине Мина. Они поодиночке и коллективно поминают Господа, прославляют Пророка (мир ему и благословение), каются и обращаются с мольбами ко Всевышнему. В Мина верующие собираются и для коллективных богослужений; богословы выступают с проповедями и отвечают на вопросы паломников, рассказывают о жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), раздают милостыню и угощают друг друга – такие собрания известны как мавлиды.

Частыми словами мольбы российских паломников, в особенности дагестанских, являются: «О Аллах, защити нас от смуты и сохрани мир на нашей Родине».

Рядом с территорией Мина расположена и самая большая в мире бойня животных. Там созданы все условия для убоя и дальнейшей обработки жертвенных животных – в основном это овцы и верблюды. Многие паломники стараются принести там животное в жертву. Специально для этого из Новой Зеландии, Австралии и других стран привозятся сотни тысяч овец. Миллионы тон мяса принесённых в жертву животных каждый год в качестве гуманитарной помощи отправляется из Саудовской Аравии в разные страны, испытывающие продовольственные проблемы. Это самая масштабная ежегодная гуманитарная поставка и благотворительная помощь для бедных и нуждающихся в разных странах мира. Аналогов таких благотворительных акций человечество не знает.

Сама традиция жертвоприношения идёт от Пророка Ибрахима и его сына Исмаила (мир им). Следуя воле Творца Ибрахим (мир ему) хотел принести в жертву своего сына Исмаила (мир ему). Таким образом Всевышний испытал своих пророков и дал им взамен за их покорность и смирение агнца из Рая для жертвоприношения. Многие обряды хаджа связаны именно с жизнью двух этих великих пророков, отца и сына – Ибрахима и Исмаила (мир им). Священная Кааба тоже была построена Ибрахимом (мир ему), и в строительстве ему помогал Исмаил (мир ему).

С пребыванием в долине Мина связан ещё один обряд хаджа – джамарат, то есть бросание маленьких камушков в специальные места. Этот обряд символизирует побивание дьявола камнями, как это сделал Пророк Ибрахим (мир ему), когда лукавый пытался его отговорить от жертвоприношения. Для паломников побивание дьявола камнями помимо очищения от грехов и духовного обогащения несёт в себе и психологическую разгрузку. Человек в этот момент бросает камни в сторону всего негативного, демонстрируя тем самым отказ от всех плохих поступков и непристойного поведения. В человеке происходит внутренняя реорганизация и избавление от всех тяжёлых греховных оков, связывавших его. Это символическое освобождение от всего греховного, что было в жизни.

Точно так же каждый обряд хаджа несёт в себе глубокий смысл и великое вознаграждение от Всевышнего Творца. Пройдя через все испытания хаджа, человек становится другим: он меняется, становясь более искренним, чистым в помыслах, благородным и богобоязненным. Дай Бог, чтобы хадж всех паломников был принят Господом! А вознаграждение за принятый хадж – это Рай.