Без наук – как без рук

Вы думаете, что ученичество закончилось для вас со школой или институтом? Если так, то жаль. Потому что в жизни постоянно что-то меняется, и нам надо уметь разбираться, какие изменения использовать, а какие – игнорировать. Ну как тут без учёбы?

Важность, которую Ислам придаёт получению знаний, отражена в утверждении, что нельзя «сравнить знающих и незнающих». Поэтому в Коране практически на каждой странице имеется обращение к «людям размышляющим» и «разумеющим».

Пусть меня научат

Понятно, что человек нуждается, прежде всего, в правильных знаниях о своём Создателе. Ибо это – фундамент его земной жизни, который должен быть абсолютно безошибочным. На этом фундаменте вырастет «здание», за которое нам отвечать в Судный день.

Кроме того, из главного знания – об Аллахе – вытекает понимание множества жизненных вопросов и, как следствие, их правильное решение. Иншааллах. Поэтому: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки» (хадис привели имамы ат-Табарани, аль-Байхаки и др.).

При этом, разумеется, не отвергается, а, наоборот, приветствуется профессиональная, социальная, бытовая и прочая адаптация человека.

Наука в Исламе (science in islam)

Это не может быть просто

Какую бы область знаний мы ни взяли – религиозную или светскую, любая из них требует усилий. Если речь о детях, то поначалу усилия будут в основном со стороны родителей – они контролируют успеваемость детей, посещают педагогов, помогают в домашних заданиях. А если говорить об учащихся зрелого возраста, то усилия нужны будут от самих учащихся – по таким основным направлениям:

1. Время для занятий

Действительно, надо сильно постараться, чтобы выделить время на учёбу, ведь у нас с вами – то работа, то семья, то ремонт, то огород.

2. Материальное положение

Не у всех есть материальная возможность думать об учёбе, а не о заработке, или успешно их совмещать. Однако, если в душе будет искреннее намерение (ният), то вы непременно убедитесь в щедрости Ар-Раззака.

Наука в Исламе (science in islam)

3. Доступность обучающих центров

В сёлах, например, обычно не бывает университетов, а в городах может не быть медресе и т.д. Но ведь Пророк говорил о такой настойчивости в поиске знаний, которая должна привести ученика, если надо, даже в Китай.

4. Наконец, личностные особенности учащегося

Это целый набор – от физического состояния здоровья до психических свойств ума. Поэтому кто-то сможет выучиться на космонавта, но не на хирурга, и наоборот.

Словом, всякая учебная деятельность требует того или иного преодоления. Неслучайно слово «талибун», употребляемое в арабском языке в смысле «учащийся», имеет перевод – «ищущий, требующий (знаний)». Разве такой человек отступит перед сложностями? Нет, конечно, – он же ищет!

«О люди, знания приобретаются в результате стремления к ним» (хадис привёл имам ат-Табарани).

Наука в Исламе (science in islam)

Ты уйди с моей дороги!

Постараемся правильно понять суть ученичества – это осознание человеком своего несовершенства и готовность воспринимать жизнь как шанс научиться стать лучше. Осознав это, вполне можно нейтрализовать «недругов» обучения, которых немало.

Во-первых, это лень. Увы, очень часто лень в учёбе присуща нашим школьникам и студентам. А вот если к учёбе приступает человек зрелого возраста, он ленится редко. Ведь у него, как правило, есть мотивация к учёбе – духовная, профессиональная и пр.

Во-вторых, боязнь сделать ошибку. Она проистекает из поспешности. Но ошибки – нормальный этап обучения. Нет смысла стараться их обойти. Лучше научиться спокойно переходить от уровня к уровню, используя свои ошибки для наращивания конечного знания.

В-третьих, это непоследовательность и прерывание обучения. Оно случается на разных этапах и по разным причинам. Человек на полдороге бросает учиться, переключается на другие дела. Такой поступок, за исключением уважительных причин, можно назвать безответственным – к своим целям, времени, силам. А ведь наш Пророк предупреждал: «Поистине, Аллах предписал всё делать хорошо…» (имам Муслим).

Наука в Исламе (science in islam)

Учить – ум точить!

Наука уже подтвердила эту народную мудрость. Процесс получения и усвоения новой информации улучшает нейронные связи головного мозга, повышает его интеллектуальную мощь. Это значит, что до поздней старости человек может прожить с крепкой памятью, ясным пониманием происходящего, а также способностью принимать решения. Иншааллах.

Главное – помнить, что Аллах посылает Свою Помощь искренним своим рабам. Тогда учение будет в радость, и полученный багаж окажется полезным нам и нашему окружению. А в Судный день пусть он утяжелит наши благодеяния. Амин.