От аль-Хорезми до алгоритма

Если бы не арабы, современная европейская цивилизация никогда бы не приобрела тот характер, который позволил ей преодолеть все фазы эволюции; и хотя нет ни единой сферы человеческой деятельности, в которой бы не ощущалось решающее влияние исламской культуры, нигде оно не выражено так ярко, как в естественных науках и научном духе. Этот дух был внесён в европейский мир арабами.

Историк Роберт Блифолт

Коран о значении знаний

В 610 г. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) получает первое божественное откровение через Архангела Джабраила (мир ему). Примечательно, что первые аяты Корана гласят: «Читай, во имя Бога твоего, Кто сотворил, Кто создал человека из сгустка. Читай! Господь твой Самый щедрый. Он – Тот, Кто (дал человеку) перо и научил письму, а также обучил тому, чего он не знал» (Коран, 96:1-5).

Слово «знание», употреблённое с определённым и неопределённым артиклями, упоминается во многих аятах Корана около сотни раз. Производные же от слова «знание» встречаются на страницах Корана в несколько раз больше: «Скажи: «Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?» (Коран, 39:9).

Кораническое значение понятия «знание» включает в себя как сугубо религиозные знания, так и все остальные отрасли человеческого знания в абсолютном смысле. Так, Коран абсолютизирует значимость знания: «И не следуй за тем, о чём у тебя нет знания, – поистине, слух, зрение, сердце – все они об этом будут спрошены» (Коран, 17:36).

Во многих аятах Корана указывается, что исследования человека в области неба и земли напрямую приводят к обретению веры в Единственного Бога. «Из Его знамений – творение небес и земли, различие ваших языков и цветов (кожи). Поистине, в этом – знамения для знающих!» (Коран, 30:22). «Ужель не видишь ты, как Бог низвёл с небес (обильный) дождь и им плоды растит разных цветов (и видов)? Есть и горные дороги – белые и красные – разных тонов и красок, и черные, что в цвет вороньего (крыла). И среди людей, и животных, и скота встречаются различные цвета. Поистине, испытывают страх пред Богом из Его рабов только знающие. Поистине, Бог Всемогущ и Все-прощающ!» Употреблённое в вышеприведенном кораническом фрагменте слово «знающие» («уляма») переводится буквально «учёные». Здесь под «учёными» подразумеваются (о чём нетрудно догадаться по контексту) люди, посвятившие свои научные изыскания раскрытию тайн, закономерностей развития Вселенной, причин существования на нашей планете богатой цветовой гаммы и разно-видностей животного мира. Сюда можно включить самый широкий спектр знаний.

Довольно часто Коран апеллирует к разуму человека. Интересно, что библейский лексикон не содержит в себе слово «разум», в отличие от лексикона Корана, в котором оно и его производные встречаются около 50 раз. Упоминание о людях, «обладающих разумом», можно встретить в Священном Коране десятки раз.

Таким образом, Коран формирует в человеческом сознании рациональное мышление, нацеленное на поиск знаний и раскрытие тайн Вселенной, что (о чём будет подробнее сказано ниже) стало главной причиной взлёта исламской цивилизации, на фундаменте которой впоследствии и получил своё развитие европейский Ренессанс.

Место знания в Сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Когда Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) спросили о степени достоинства двух людей: учёного и человека, посвятившего свою жизнь поклонению, он ответил: «Степень достоинства учёного так велика над поклоняющимся, как степень моего достоинства велика над самым низким из вас». По-сле чего он добавил: «Поистине, Бог  и Его ангелы, обитатели небес и земли (даже насекомое в своей норе и рыба в море) благословляют обучающего людей благу» (передал ат-Тирмизи от Абу Амамы аль-Бахили).

Знание приносит человеку пользу даже после его смерти: «Когда умирает человек, прерываются все его деяния, кроме трёх: непрекращающаяся милостыня, приносящее пользу знание и молящееся за него его праведное потомство» (передал Муслим от Абу Хурайры).

Усилия, потраченные на поиск знаний, приравниваются к усилиям, потраченным на пути Господнем: «Кто вышел в поисках знаний, тот, пока не возвратится, пребывает на пути Бога» (передал Муслим от Абу Хурайры). В другом хадисе, переданном ат-Табари, говорится: «В Судный день чернила учёных сравняются с кровью мучеников».

Поощряя своих сподвижников, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) определял наиболее преуспевающим из них учёные степени. Так, степень отличия в области права (фикх) заслужил Муаз ибн Джабаль: «Наиучёнейший из вас в области дозволенного и запретного – Муаз ибн Джабаль»; в области наследственного права – Зейд ибн Сабит: «Наиучёнейший из вас в наследовании – Зейд ибн Сабит»; в области судопроизводства – Убейда ибн аль-Джаррах (передал ибн Маджа).

Более того, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) возвышает процесс обучения над процессом поминания Бога. В один из дней Пророк (мир ему и благословение), войдя в мечеть, увидел собравшихся в два круга мусульман: в одном – верующие поминали Всевышнего, взывая к Нему; в другом – обучали своих братьев. Тогда он сказал: «Что касается первых, – они взывают ко Всевышнему. Возможно, Он, если пожелает, ответит им; и возможно, если пожелает, – не ответит. Что касается вторых – они обучают детей. Я же направлен только в качестве учителя».

Исторические свидетельства

На фоне переживаемого Европой глубокого упадка исламская культура в Халифате характеризуется бурным подъёмом во всех областях науки, доступных человеческому разуму той эпохи: химии, физике, математике, географии, медицине, астрономии, историографии, фармакологии, лингвистике, философии и др.

Мусульманский мир познакомил Западную Европу со многими сельскохозяйственными продуктами. В VIII в. мусульмане в Испании выращивали рис, гранатовое дерево, финиковую пальму, ввели шелководство, начали производство хлопка. Поливное земледелие нашло применение в Европе благодаря арабам, которые обучили европейцев технике подъёма воды, орошения и осушения почвы. Арабы также распространили в Европесистему оросительных каналов с общественным контролем над распределением воды. Уже в VIII в. в Самарканде и Бухаре работали бумажные мастерские. В Европе лишь четыре века спустя, благодаря принесённой арабами в Испанию бумаги, заработали бумажные мельницы. Мастерские городов мусульманской Испании не знали себе равных в изготовлении шёлковых, парчовых, шерстяных тканей, дорогих сортов кожи с тиснением и позолотой, стеклянной и бронзовой посуды с рисунками и эмалью, прекрасной керамики, изделий из слоновой кости и оружия – доспехов и сабель с тончайшей резной отделкой эфеса и ножен. Благодаря мусульманам Андалусии в Европе появились первые зачатки гончарного производства и изготовления фаянса.

Багдадская школа переводчиков

В эпоху Аббасидского халифата мусульманская наука получила особое развитие. При халифе Харуне ар-Рашиде (768-808 гг.) и его сыне аль-Мамуне научная деятельность переживала период небывалого подъема: строились астрономические обсерватории, здания для научной и переводческой работы, библиотеки. В Багдаде, столице халифата, сложилась знаменитая школа переводчиков, в которой на арабский язык переводились греческие, сирийские и пехлевийские сочинения по всем областям знаний. На арабском языке получили новое рождение философские труды Аристотеля, Платона и неоплатоников, естественнонаучные трактаты Евклида, Архимеда и Птолемея, медицинские трактаты Гиппократа.

Уже позже эти труды, исключительно благодаря переводам с арабского на латынь, с комментариями известных мусульманских мыслителей, таких как Авиценна (Ибн Сина) и Аверроэс (Ибн Рушд) увидит Западная Европа.

Так, в Толедо (Испания) на протяжении XII в. существовала школа, созданная в 1130 г. по инициативе архиепископа Кастилии дона Раймундо, где переводили с арабского на латинский язык наиболее значительные труды по астрономии, медицине, физике, математике, ботанике и философии. Таким образом, арабский язык становится для европейцев проводником прогресса, науки и культуры. Поэтому христианская молодёжь проявляет огромный интерес к арабскому языку и литературе. Как с сожалением писал один из противников мусульманской культуры в IX в. Кордуан Альваро: «Все молодые одарённые христиане знают только арабский язык и литературу: они с большим рвением читают и изучают арабские книги и заявляют, что эта литература восхитительна...».

Колоритная и известнейшая фигура того времени – монах Герберт из Аурилака (940/950-1003 гг.). В 999 г. он под именем Сильвестра II стал первым Римским Папой французского происхождения. Папа обучался различным наукам в мусульманской Испании, а для этого он предварительно изучил арабский язык, которым впоследствии овладел в совершенстве. Проведя три года в Толедо, он под руководством мусульманских учёных изучал астрономию, географию, математику, химию и другие науки.

После возвращения Герберта из Испании европейцы, ошеломленные его познаниями, нарекли его колдуном! Этот анекдотичный факт ярко иллюстрирует отставание Европы от мусульманской цивилизации в ту эпоху. Репутация Папы-«колдуна» сохранилась за Гербертом до самой смерти. Именно благодаря ему европейская арифметика была обновлена введением девяти арабских цифр от 1 до 9. До Герберта эти цифры не использовались за пределами мусульманского мира. Использование арабских цифр заметно упростило решение арифметических задач.

Химия

Мусульмане достигают ярких успехов в математике, географии и химии. В последней особенно проявил себя Джабир ибн Хайян (721–805 гг.), названный в Британской энциклопедии основоположником химии. Именно он ввёл основные понятия химии: кристаллизация, растворение, перегонка. Смешивание красящих веществ, окрашивание, извлечение минералов и металлов, плавление – все эти технические процессы на непревзойдённом уровне использовались мусульманами в производственных целях.

Минералогия

Особое значение для развития мировой минералогии имел труд великого ученого аль-Бируни (973–1050 гг.) «Собрание сведений о познании драгоценных металлов», в котором подробно описано более 50 минералов, руд, металлов, сплавов. Аль-Бируни впервые установил плотность и удельный вес многих минералов и металлов. Лишь через четыре века в Европе немецкий учёный Георг Агрикола (1494–1555 гг.) создал основы научной минералогии.

Аль-Бируни широко применял математический анализ, создал капитальные труды по математике, астрономии, ботанике, географии, общей геологии, определил окружность Земли и задолго до Коперника (1543 г.) высказал мнение о возможности движения Земли вокруг Солнца с той лишь разницей, что никто за это не сжигал его труды и не предавал учёного анафеме. Что касается сочинения Николая Коперника «Об обращении небесных сфер», то оно было запрещено церковью вплоть до 1828 г. Неслучайно известный историк Джордж Сартон назвал первую половину XI в. эпохой аль-Бируни.

Оптика

В области оптики мусульманские учёные также оказали существенное влияние на европейскую науку. В XIII в. польский учёный Витело пишет сочинение по оптике, которое, в сущности, является лишь обработкой (компиляцией) знаменитого труда «Аль-Маназир», созданного руками мусульманского учёного Ибн аль-Хайсама ещё в X в. Ссылки на мусульманских учёных и на работу аль-Хайсама в обработке Витело найдены в записных книжках учёного и художника Леонардо да Винчи, которого называют титаном Возрождения в Европе. Неслучайно Стенвуд Кобб, основатель Всемирной ассоциации прогрессивного просвещения, сказал: «Ислам был фактически родоначальни-ком эпохи Возрождения в Европе».

География

Благодаря арабским путешественникам Европа впервые получила ценные и достоверные сведения о Китае, Индонезии и других странах Индокитая. Ибн Батута, автор работы «Путешествие», за 25 лет своих путешествий посетил все мусульманские владения в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Индию, Цейлон и Китай, обошёл берега Индийского океана, пересёк Черное море и от Южного берега Крыма проехал к низовьям Волги и устью Камы.

Арабский путешественник аль-Идриси (1100–1165 гг.) по Пиренейскому полуострову, Франции, Англии, Малой Азии по поручению сицилийского короля Роджера II составил карту мира и «Книгу Роджера» – ценнейший источник по истории и географии Европы и Африки. Кстати, благодаря именно мусульманским путешественникам и торговцам, Ислам широко распространился в Индонезии, Малайзии, Сомали, Эритрее, а также в Китае и государстве Мали.

Астрономия

Астрономия обогащалась важными открытиями, благодаря исследованиям мусульманских учёных. Аль-Мамуном, халифом и одновременно учёным, была предпринята попытка замерить окружность Земли. При его дворе работал математик аль-Хорезми (787- ок. 850 гг.), который принимал участие в измерениях. Именно благодаря его сочинениям в Европе распространилась цифровая символика с нулем. От арабского слова «сыфр» («ноль», «пустой») произошло латинское слово «cifra» («цифра»), также первоначально означавшее «ноль», откуда через французское слово «chiffre» произошло русское «шифр». Аль-Хорезми – автор научного трактата «Книга о восстановлении и употреблении» («Китаб-уль-джабр валь-мукаббала»), в котором были приведены правила решения уравнений, а также употреблён термин «аль-джабр», откуда и произошло название европейской алгебры. Латинский термин «algorithmi» («алгоритм») – это транслитерация арабского имени аль-Хорезми. Сегодня алгоритм – одно из основных понятий математики и кибернетики.

В VIII–XV вв. в арабских странах появляются так называемые «зиджи» – справочники для астрономов и географов с описанием календарей, указанием хронологических и исторических дат, тригонометрическими и астрономическими таблицами. Европейцы познакомились с астрономией, плоской и сферической тригонометрией именно из переводов «зиджей» мусульманских учёных, например, известных астрономов аль-Хазини и аль-Батани, которые провели самые точные для того времени астрономические измерения, позволившие составить таблицы котангенсов.

Наибольших успехов в сфере астрономии добился, пожалуй, учёный, государственный деятель и просветитель Улугбек (1393–1449 гг.). В 1428–1429 гг. он построил в Самарканде самую значительную обсерваторию средневековья, оснащённую первоклассным для того времени оборудованием, размеры и возможности которой потрясали воображение европейцев. Чего стоил один лишь уникальный 40-метровый мраморный секстант, установленный в области меридиана. В своём главном сочинении «Новые астрономические таблицы» Улугбек дал сведения о положении 1018 звёзд, таблицы движения планет, которые отличались высокой точностью, а также изложил теоретические основы астрономии того времени. В XV в. Европа получает уникальные для себя сведения в области астрономии из трудов учёных самаркандской школы, возглавляемой Улугбеком. В 1648 г. в Оксфорде был опубликован каталог неподвижных звёзд из «зиджа» Улугбека в латинском переводе Джорджа Гревса (1602–1652 гг.).

Медицина

Особого расцвета достигает в мусульманском халифате и медицина. Мусульманские хирурги использовали анестезирующие средства, когда в Европе об этом даже и не помышляли. В то время европейские врачи «отключали» своих пациентов ударом твердых предметов по голове. Гарантию на пробуждение от такого наркоза никто не давал. Как пишет Бертран Рассел, английский учёный и философ XX в., лауреат Нобелевской премии: «Превосходство Востока было не только военным. Наука, философия, поэзия и все виды искусства процветали в мире Мухаммада, тогда как Европа была погружена в варварство. Европейцы с их непростительной узостью взглядов называют этот период «темным веком», но только в Европе он был темным, фактически, только в христианской Европе, так как Испания, которая была мусульманской, имела блестящую культуру».

В области анатомии арабский учёный Ибн ан-Нафис в XIII в. первым дал описание системы кровообращения. В 975 г. персидский учёный Абу Мансур аль-Харави опубликовал «Трактат об основах фармакологии», в котором изложил лечебные свойства различных природных и химических веществ. В одном только Багдаде насчитывалось около 60 аптек, были созданы фармацевтические лаборатории, в которых создавались новые медикаменты и изучались незнакомые лекарственные растения. Для сравнения достаточно сказать, что в России первая аптека появилась спустя только восемь веков при царе Петре I.

Мусульманский философ и врач Ибн Сина (Авиценна) (980–1037 гг.) оставил после себя 156 трудов, охватывающих все области естественных наук, и стал непререкаемым авторитетом в медицине. По некоторым данным, им написано 456 сочинений на арабском и 23 – на таджикском языках. Наиболее значительный труд Авиценны «Канон врачебной науки» лёг в основу программы медицинских факультетов Европы. Его книги на протяжении 600 лет являлись основными учебными пособиями для студентов всех европейских университетов.