Ислам за здоровый образ жизни

«О вы, которые уверовали в Аллаха, Его Писания и Его посланников и которые повинуются Его Истине! Вино (всё, что пьянит и отравляет ум), майсир (азартные игры), камни для приношения жертв идолам и стрелы для гадания – всё это мерзость из деяний шайтана. Воздерживайтесь от этих дурных деяний, чтобы обрести счастье в ближайшей жизни и блаженство рая в будущей жизни!»

Священный Коран, сура «аль-Маида», аят 90

Начало XXI века – очень сложное время. На фоне ускоренного социально-экономического развития современного российского общества возник и ряд проблем. Статистика смертности и болезней жителей России ужасает своей нарастающей тенденцией. К глубокому сожалению, приходится констатировать, что по таким показателям, как алкоголизм, наркомания, детская смертность, туберкулёз, суицид, наша страна относится к числу наиболее неблагополучных в мире (по данным Всемирной организации здравоохранения при ООН). Употребление алкоголя, наркотиков, курение сигарет – это добровольное самоубийство. Внебрачные отношения также разрушают общество.

Сегодня на улицах городов и селений мы часто видим молодых людей и даже девушек с бутылкой пива в руках, с зажжённой сигаретой во рту. По телевизору постоянно прокручивают сюжеты о преступлениях пьяных водителей. В наши дни многие молодые люди позволяют себе пить и курить. Этот вирус поражает все этносы и культуры.

По многим фильмам, которые показывают по телевизору, создаются ложные стереотипы, согласно которым современный молодой человек ассоциируется с зажжённой сигаретой во рту, бутылкой пива, успешный – со стаканом виски и дорогим автомобилем. Яркая реклама застилает людям глаза, и они воспринимают окружающую действительность в искажённом виде, при этом позволяют себе совершать то, что запретил нам Всевышний.

Все мировые религии предписывают человеку беречь своё здоровье. В Исламе содержатся мудрые, категоричные и обстоятельные предписания здорового образа жизни. В сборнике «аль-Муснад» имама Ахмада приводится хадис от Усамы ибн Шариика, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Какую бы болезнь ни послал Аллах, Он обязательно посылает и исцеление от неё, – кто-то знает о нём, а кто-то не знает» . По Исламу всё, что приносит вред здоровью человека, является запретным (харам).

Аллах Всевышний, по милости Своей, даровал нам бесчисленные блага. И мы в ответе перед Ним за то, как распорядились ими. От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воспользуйся пятью вещами прежде, чем случится пять других: воспользуйся своей молодостью прежде старости, здоровьем прежде болезни, богатством прежде бедности, свободным временем прежде занятости и своей жизнью прежде смерти!» . Ему также принадлежат следующие слова: «Двух милостей лишены многие люди: здоровья и свободного времени» .

Намаз и пост – обязанность мусульманина. Мы соблюдаем эти столпы Ислама только ради Единого Аллаха. В них заключена огромная духовная и физическая польза. Ведь намаз включает в себя идеальный комплекс зарядки. Во время его совершения мусульманин очищает своё сознание от мирских мыслей, регулирует дыхание, читая молитвы, и совершает последовательные движения. В 1990-х годах в одной из газет вышла статья врача-кардиолога об огромной пользе намаза для сердечнососудистой системы. То же самое касается и поста, предписанного верующим. Ведь многие люди ломают себе голову над тем, как же придумать правильную форму голодания, а пост очень полезен для оздоровления человеческого организма.

Кроме того, наш благословенный Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) призвал нас к совершению определённых желательных деяний (Сунна). От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если не было бы тяжёлым для моей общины, то я непременно приказал бы им чистить рты сиваком при каждом намазе» . Он также говорил: «Сивак – это чистота полости рта и довольство Всевышнего » . Таким образом, Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) призывает нас к чистоте, гигиене, здоровому образу жизни. Хвала Аллаху, Который вменил нам в обязанность выполнение действий, несущих для нас колоссальную пользу!

Возникает вполне закономерный вопрос: как актуализировать потенциал Ислама и других традиционных религий в оздоровлении образа жизни россиян? В истории есть пример самой успешной кампании против алкоголизма. Однажды во время пира, где подавалось спиртное, мухаджиры и ансары, напившись, подрались друг с другом. Когда они пришли в себя, они устыдились своего поступка и признали свой грех. В тот день Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) была ниспослана сура Священного Корана, которая запретила спиртные напитки и азартные игры. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приказал жителям Медины вылить всё вино, которое хранилось у них дома. Так в течение нескольких дней всё население Медины отказалось от алкоголя. Это был осознанный шаг, основанный на богобоязненности.

Думаю, что решение всех проблем зависит в первую очередь от приобщения современных людей к духовному опыту, накопленному человечеством. Всем нам необходимо обратиться к основам традиционных религий, к учению лучших людей – Божьих посланников, которые сквозь многочисленные сложности и тяжёлые испытания несли людям свет истины. Но решить проблемы здоровья можно лишь совместными усилиями всех членов нашего общества: врачей, преподавателей, священнослужителей, учёных, сотрудников правоохранительных органов, представителей власти, общественных деятелей, журналистов. Возможно, следует собрать самых разных специалистов за один стол, обсудить эти проблемы и наметить конкретную программу действий по профилактике здорового образа жизни. Ведь если мы не выработаем общий язык, единства действий, не наладим сотрудничество друг с другом, проблему оздоровления образа жизни и сбережения народа никогда не удастся решить. Безусловно, у каждого из нас есть свои дела, но здоровый образ жизни народа – наша общая цель. И в этом благородном и нелёгком деле мы должны объединить усилия. Без развитых институтов гражданского общества, которые будут взаимодействовать с государством и развивать партнёрские отношения друг с другом, нашему народу никогда не удастся решить проблемы алкоголизма, наркомании и болезней.

Когда человек начинает вести здоровый образ жизни, изменяется его внутренний мир, очищается разум, он начинает думать о возвышенном. В душе пробуждаются дремлющие до поры до времени духовные ценности, такие как нравственность, совесть, патриотизм. Такой человек начинает осознавать истинные ценности. Он перестаёт гоняться за деньгами, понимая, что это не цель, а лишь средство, и больше не тратит их на греховное – спиртное, бары, клубы; он перестаёт потакать собственным прихотям. Ведь ещё ни один человек, живущий ради собственного нафса – эго, не стал счастливым на этой Земле.

Дело в том, что отныне человек ставит перед собой действительно жизненно важные цели и задачи и трудится во благо семьи и друзей, родных и близких, страны и общества, в котором он живёт. Он стремится приносить пользу окружающим его людям. Человек вспоминает об истинной цели своего существования, ради которой он был создан Всевышним Аллахом, и начинает служить ей. Несмотря на сложности и проблемы в обществе, он созидает, трудится и делает людям добро ради Аллаха. Очищение от алкогольного дурмана позволяет молодым людям искренне воспринимать духовные и нравственные ценности, присущие традиционным религиям. Только вера и традиции могут спасти наше общество от деградации. Давайте же будем беречь здоровье, дарованное нам Всевышним Аллахом, сохраним его для себя и проявим заботу о будущих поколениях!

Таким образом, Ислам отвечает нам на вопросы, как правильно жить, как беречь своё здоровье, как пользоваться дарами Аллаха и при этом достичь Его довольства в этой и следующей жизни. Дай Аллах, чтобы все мусульмане следовали истинным путём, выполняли заветы Аллаха и были счастливы в обоих мирах!

Библиографический список

Этот хадис привёл имам Ахмад в «аль-Муснаде» (4/278).

Аль-Хаким, № 4/341; Ибн Абу Шайба, № 34319; аль-Къада’и, № 1/145. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, имам аз-Захаби, хафиз аль-‘Иракъи, имам ас-Суюти. См. «Сахих ат-таргъиб», № 3355; «Сахих аль-джами’», № 1077.

Аль-Бухари, № 6412.

Аль-Бухари (887) и Муслим (252).

Хадис от Айши; св. х. Ахмада, ан-Насаи и др. См.: Ас-Суюти Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 297, хадис № 4832, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 115, хадис № 118.