Календарь природы

На прошлой встрече под названием «"Мы вчера пойдём в мечеть?", или Как ребёнок представляет время» мы начали разговор о тайм-менеджменте для детей и задались вопросом, можно ли вообще относить данное понятие к ребёнку.

Оказалось, что это вполне допустимо, стоит лишь учитывать возрастные особенности ребёнка и владеть некоторым набором игр и упражнений, способствующих наущению не только ребёнка, но и взрослого владеть и управлять своим временем.

В статье «Есть такая детская игрушка – песочные часы» уже было оговорено, что, как правило, к школьному возрасту дети знают времена года, дни недели, части суток. Эти знания приходят в дошкольном возрасте, и каждый родитель может помочь усвоить данные понятия.

Стоит помнить, что в связи со спецификой мышления бывает непросто познакомить ребёнка маленького возраста с тем, что нельзя представить перед ним визуально. Ребёнок до определённого возраста не понимает, что такое «день» и «ночь», «сутки», «год», «сезон» и т. п.

Как показать ребёнку «подвижность» времени, мы уже рассказывали в статье о песочных часах. Очень важно конкретизировать для малыша временные единицы и их отношение в повторяющейся деятельности, жизненных событиях. Это происходит на основе личного опыта ребёнка, в разнообразных видах деятельности, при демонстрации часовых приборов.

Сперва ребёнок накапливает знания о понятиях «сначала», «потом», «вчера», «сегодня», «завтра». Чаще это происходит через опыт своего проживания, поддерживаемый развитием речи и мышления. Для более активного восприятия времени, которое лишь попутно событиям, необходимо на нём акцентировать внимание деток. Помните, что это восприятие происходит с огромным трудом и крайне неустойчиво.

По утрам проговаривайте с детьми дни недели, спрашивая названия дня сегодняшнего, предыдущего и следующего. Дни недели можно обозначать и как пять рабочих дней, и как два выходных. Поясните причину их названия, например, «понедельник» – первый, а «вторник» – второй, «среда» – средний день и т. д. Расскажите детям, что для мусульман очень важен пятый день недели – пятница. И что во многих арабских странах этот день недели является выходным.

Расскажите, что о пятнице упоминается и в Коране и в хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «О вы, которые уверовали! Когда возглашают азан (призыв) на пятничную молитву, то устремляйтесь поминать Аллаха усердно, оставив торговлю. Ведь то, что велено вам, лучше для вас, если вы знаете!» (смысл) (Св. Коран, № 62:9).

Ребёнку несложно понять цикличность частей суток, то, с чем он сталкивается чаще всего и что он не успевает забыть. Приведите ребёнку аяты из Священного Корана, не забывайте пояснять смысл аятов на доступном ему языке.

«Аллах сотворил небеса и землю по истине, по мудрости и согласно незыблемым законам. По Его воле закономерно ночь окутывает день, закрывая его свет, а день окутывает ночь, закрывая её темноту. Он подчинил солнце и луну Своей волей на благо Своих рабов. Они совершают свои обороты до предопределённого Аллахом срока... до Дня воскресения. Поистине, Аллах Единый – Велик, и всё Ему подчиняется! Он – Прощающий, и простит Своим рабам грехи!» (смысл) (сура «Толпы», аят 5).

«Аллах – ваш Господь, который сотворил небеса и землю, солнце, чтобы испускало сияние, и луну, чтобы давала свет. Он сделал для луны стоянки, на которых она меняет свой вид, и, следовательно, меняется её свет, чтобы вы определяли ход времени и знали летоисчисление. Аллах сотворил всё это по Своей мудрости, и Он – хвала Ему! – ниспослал в Коране знамения, доказывающие Его безграничное могущество, и что Он Един, и нет другого божества, кроме Него, чтобы вы поразмыслили и уверовали (смысл)» (сура «Юнус», аят 5).

А этот аят со временем поможет уложить вашего ребёнка спать без капризов, ведь благодаря ему ребёнок начнёт понимать, зачем он должен идти в постель и почему вдруг стало темно: «…Он назначил ночь для покоя (отдохновения), а Солнце и Луну для счёта времени назначил» (смысл) (сура «Скот», аят 96).

Не забывайте учить вашего малыша видеть во всём, что нас окружает, знамения Всевышнего Аллаха. Благодаря этому, по воле Творца, ребёнок научится любить своего Создателя и смотреть на всю свою жизнь сквозь призму веры в Господа Миров: «Он (Аллах) – Творец небес и земли» (смысл) (сура «Совет», аят 11).

При освоении понятий «неделя», «месяц», «год» нужно научить понимать их соотношение. Времена года красочно описываются в стихах, загадках для деток. Можно подобрать наиболее интересные. Считается, что усвоение времён года лучше проходит в парах: лето-зима, весна-осень.

Во всех играх и будничных делах старайтесь проводить параллели и соотношения, Кто нам дал все эти богатства и красоту, ведь в обычных детских изданиях этого не встретишь, а наша задача – воспитать детей в вере в Творца. Расскажите ребёнку, что Всевышний создаёт времена года на протяжении всей истории человечества вплоть до сегодняшних дней. Никто на земле не сомневается в смене весны летом. Лето приходит в точно установленное ей Всевышним время, как и зима.

Каждый сезон богат своими прелестями. Дары лета включают в себя разнообразие нежнейших оттенков цветов и фруктов, а также радость солнца и моря. Один из аятов (смысл) гласит: «Аллах послал знамения каждому разумному человеку о Своём существовании и Божественной мощи. Поистине, в устройстве небес, где регулярно движутся планеты и откуда идут тепло и свет для нашего мира, в творении земли, где море и суша, в полезной смене дня и ночи, в кораблях, которые плывут по морям, чтобы перевозить людей и необходимые им грузы, в воде, которую Аллах низводит с неба и оживляет ею землю, растения и скот, во всём сущем, что Он рассеял по земле, в смене ветров и движении облаков, принуждённых носиться между небом и землёй, – знамения Аллаха для тех, кто разумеет! Разве это было создано само собой, или это творение Аллаха Всеведущего и Всемогущего?» (сура «Корова», аят 164).

О временах года говорил и Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Зима – это весна для верующего, ночь удлинилась, и я встаю (для поклонения), день укоротился, и я соблюдаю пост».

Поведайте детям об интересном факте, что слова «лето-жара», а также слова «зима-холод» употребляются в Священном Коране одинаковое количество раз: 5.

Важно показать ребёнку целостность сезонов в году, их равность, используя, к примеру, круг с расчерченными секторами соответствующих временам года цветов. Необходимым средством обучения в осознании времён года и их соотношения с природными явлениями будут правильные вопросы, стимулирующие интерес ребёнка. К примеру, «что происходит с деревьями весной?», «что меняется в жизни птичек осенью?», «на чём можно кататься зимой?». Считается, что к концу дошкольного возраста ребёнок должен знать о зависимости от времён года основных изменений в неживой природе, в жизни животных. Обязательно при каждом удобном случае говорите ребёнку, что всё это создал Аллах, что всё происходит по Его воле. Это Он придумал отдых для природы и людей.

В настоящее время в продаже имеется огромное количество самых разнообразных методических материалов, помогающих ребёнку освоить данные понятия. Не заучить названия дней недели или времён года! А именно осознать их существование, цикличность, повторяемость, взаимосвязь с различными событиями.

Ещё один хороший способ донести до ребёнка соотношение временных понятий – это календарь, не самодельный, а обычный покупной. Повесьте в детской комнате календарь и каждый вечер зачёркивайте вместе с малышом истёкший день. Напоминайте ему, какой сегодня месяц и день, и показывайте их место на календаре. Пусть ребёнок сам зачёркивает дату, даже если он ещё не знает цифры (кстати, это хорошая прелюдия к знакомству с обозначенным цифрами).

Расскажите малышу, что слово «день» (йавм) в единственном числе повторяется в Священном Коране 365 раз, а слово «дни» (аййам и йавмайн) во множественном числе повторяется 30 раз. Слово «месяц» повторяется 12 раз, столько же раз, сколько месяцев мы видим на календаре.

Приобретите несколько видов календарей: настенный перелистной по одному месяцу на лист, настенный листовой (то есть обычный календарь на целый год на одном листе) и обязательно отрывной. На перелистном календаре обычно бывают специальные графы на каждый день, куда можно что-либо записывать. Пометьте там значимые для вашей семьи события: походы в гости, поездки, встречи.

Выбирая листовой календарь, обычно руководствуются красочностью картинки, на которой он расположен. Однако лучше было бы поискать такой календарь, где были бы разделены цветом, расположением или ещё каким- либо образом месяцы по сезонам. Или можно купить календарь на светлом фоне и собственноручно обвести фломастерами разных цветов зимние и летние месяцы. Так же отметьте кружочками вместе с ребёнком важные даты, соотнося один календарь с другим. Отметьте на календаре памятные мусульманские даты и праздники, пятницу обведите особым цветом.

И обязательно познакомьте вашего ребёнка с отрывным календарём. Ничто так явственно не покажет вам течение времени, как отрывной календарик. С каждым днём замечаешь, как время уходит, уходит, уходит...

Но нашим детям в силу возраста не свойственно предаваться грустным мыслям о течении времени, они просто смогут увидеть, как скоро настанет тот или иной праздник или время похода в гости.

Наша практика

Мы с ребёнком сделали свой «Календарь природы», в котором отражены все основные временные цикличные понятия: части суток, времена года, дни недели и месяцы. Эти понятия ребёнок усваивает постепенно согласно своему возрасту и развитию, что было оговорено выше.

Для создания календаря мы взяли лист ватмана, на котором расположили 6 секторов с картинками и необходимыми надписями, «термометр», шкалу с цифрами и передвигающимся окошком от 1 до 31, символизирующих число каждого месяца. Для каждого сектора есть своя стрелка, которую можно перемещать по необходимости.

Вот какие сектора и картинки-подписи выбрали к ним мы:

• 1 сектор «Части суток»: утро, день, вечер, ночь.

• 2 сектор «Небо»: солнце, тучи, солнце и облака.

• 3 сектор «Осадки»: нет осадков, дождь, ветер, град, дождь и ветер.

• 4 сектор «Время года»: зима, весна, лето, осень.

• 5 сектор «День недели»: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

• 6 сектор «Месяцы»: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Интерес к первым четырём секторам появился у ребёнка достаточно рано, а изучение последних двух мы начали, когда ребёнку было четыре года.

С интересом ребёнок передвигает окошко, означающее число месяца.

Со временем появился интерес к термометру: в любое время можно посмотреть на термометр за окном и сделать такую же отметку на самодельном термометре. Таким образом, ребёнок постепенно начинает понимать соотношение погоды, времени года и температурного режима.

Обратите внимание ребёнка на то, что некоторые события его жизни повторяются в определённые дни: поход в бассейн, приход бабушки, посещение библиотеки и т. д. Когда ребёнок выучит дни недели, познакомьте его с названиями месяцев.

 При наблюдении за различными природными явлениями за окном, происходящими каждый день, ребёнку говорится, что и об этом можно прочесть и узнать в Коране (смысл): «Аллах – слава Ему Всевышнему! – Един. Он посылает ветры благовестниками Своей милости, проявляющейся в дожде, который выводит плоды и растения. Эти ветры несут облака, насыщенные водой, и Аллах направляет их в высохшую омертвевшую страну, в которой нет растений и которая подобна умершему человеку, но когда пройдут дожди по повелению Аллаха, вырастут в ней плоды всех видов...»  (сура «Преграды», аят 57).

«Он – Тот, Кто являет вам молнию, внушая страх и надежду, выводит облака, отяжелевшие от (ноши дождя)» (смысл) (сура «Гром», аят 12).

«Он низводит с неба дождь в должной мере, и им воскресил мёртвую землю (и даровал жизнь), и так будете воскрешены и вы (из могил)» (смысл) (сура «Украшенная», аят 11).

Конечно, не в любом возрасте и не каждому ребёнку стоит читать аяты полностью и именно в такой трактовке. Ребёнок должен понять их, иначе это только оттолкнёт его от чтения Священного Писания. Ваше желание научить малыша видеть в Коране главную книгу, в которой написан ответ на любой жизненный вопрос, обернётся для всех не лучшей стороной. Возможно, для начала и для самых маленьких стоит лишь говорить, что «и об этом в Коране написано» или «и об этом мы можем прочитать в Коране».

***

В это статье мы ничего не говорили о лунном календаре. Но это не случайно. Как мне кажется, изучать с ребёнком лунный календарь (не упоминание о том, что есть таковой, а именно рассказ о том, какие месяцы бывают в лунном календаре и чем они отличаются) стоит лишь после того, как вы усвоили и поняли солнечный календарь. Ведь именно его нам приходится чаще всего использовать в нашей жизни.

Конечно, изучение календаря в широком смысле слова – это не единственный способ научить ваше чадо владеть временем, существуют и другие, о которых мы поговорим в следующих статьях. Но стоит помнить о том, что без знаний изложенных календарных атрибутов и без осознания их течения и особенностей, наверное, сложно будет научиться планировать и управлять своим временем с успехом.

Продолжение следует…