В наших глазах это может казаться нелепым, порой абсурдным, а иногда и просто глупым. Но это в наших глазах. А вы представьте на минуту, каково самому человеку, страдающему подобным недугом, по сто раз на день мыть руки чуть ли не до стирания кожи. ЭТО УЖАСНО И НЕВЫНОСИМО. В психологии этому явлению есть определение – обсессивно-компульсивный синдром (ОКС). Люди, страдающие этим недугом, ведут себя неадекватно с точки зрения целесообразности. У человека с таким расстройством против его воли появляются навязчивые, мешающие или пугающие мысли (обсессии). Такой человек постоянно и безуспешно пытается избавиться от вызванного этими мыслями тревожного состояния при помощи таких же навязчивых и утомительных действий (компульсий).
Давно известно, что практически любое психическое, равно как и психологическое расстройство теснейшим образом связано с индивидуально-личностными особенностями человека. Другими словами, личный опыт, характер, темперамент и различные познавательные процессы выступают своего рода призмой, через которую то или иное расстройство проявляется. В равной степени это справедливо и к мировоззрению конкретного человека.
Таким образом, если мы будем рассматривать ОКС в данном ключе и отнесём к человеку религиозному, в нашем случае мусульманину, то мы обнаружим нечто особенное. Это особенное хорошо известно в среде мусульман, и оно названо общим словом «васвас». Под словом «васвас» в общем смысле понимают некие навязчивые мысли, наущения дьявола, нашёптывание злых, нечистых мыслей (то, что в науке называют обсессиями).
Как правило, эти мысли заставляют человека сомневаться в очевидных, повседневных делах и по несколько раз совершать одни и те же действия. Такие люди испытывают сомнения по поводу того, правильно ли совершён их намаз, не испортилось ли их омовение и многое другое (то, что в науке называют компульсиями). Сами люди с такими расстройствами (а иначе это не назовёшь) испытывают из-за этого серьёзные проблемы, исполнение религиозных обязанностей для них становится всё сложнее и сложнее. От этого страдают не только они сами, но и их близкие.
В данной статье я ставлю перед собой задачу помочь нашим братьям и сёстрам справиться с этим недугом, прийти к гармонии с самим собой. Считаю целесообразным рассмотреть возможные причины подобного явления, потому как воздействие на само проявление ОКС не принесёт желаемого эффекта, покуда не раскрыты его внутренние мотивы. В тех случаях, которые мне приходилось разбирать непосредственно, наблюдалось нечто схожее в структуре личности, в характере человека.
Тех людей, которые обращались за помощью, отличала некоторая замкнутость, погружённость в самих себя. Обычно это является следствием так называемой дистимичной акцентуации характера. Сложность такого характера в том, что его носители всё время чем-то озадачены, живут по большей части в собственном мире. В данном случае уместно предположить, что основа ОКС (в нашем случае васвас) заключается в том, что постоянная погружённость в собственное «я» делает человека рассеянным и он просто забывает о том, что с ним было секунду назад. Это рассеяность в совокупности со страхом перед Всевышним толкает его на то, чтобы усомниться в правильности совершения обязательной молитвы и совершать её по нескольку раз. Тот же механизм, скорее всего, действует в других случаях (омовение, пост и т. п.).
Другой причиной может быть повышенная мнительность конкретного человека. Таким людям свойственно принимать всё на свой счёт. В принципе, можно уверенно сказать, что данное расстройство тесно связано с индивидуальными особенностями, которые чаще всего относятся к области мышления. Да, это связано именно с мышлением. Имеются данные о том, что частота встречаемости ОКС ниже у лиц, не имеющих высшего образования, но, и это крайне важно, из числа людей, которые окончили вуз, частота встречаемости ОКС выше у тех, кто обучался на «отлично». То есть можно с некоторой долей вероятности предположить, что ОКС будет в меньшей мере присущ людям со средним уровнем образования.
Интересен сам факт совершения одних и тех же действий, точнее интересны события, предшествующие этому. Как правило, во время совершения ритуального омовения человек на короткое время отвлекается на свои мысли, и возникает пробел в памяти. Далее срабатывает цепь мыслей. Такой человек начинает сомневаться в правильности соблюдения последовательности совершения омовения, далее – в своих намерениях. Всё начинается по новой, и тут таится самая большая опасность. А именно одни совершённые до этого действия вступают во взаимодействие с планируемыми действиями и смешиваются с тем, что делается в данное время. Образуется сложная, внутренне запутанная цепь событий (мыслительных), которая окончательно сбивает человека с толку. В психологии такому явлению есть обозначение – интерференция.
В подобных ситуациях богословы советуют НЕ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЯ НА НАВЯЗЧИВЫЕ МЫСЛИ И СОВЕРШАТЬ ДЕЙСТВИЯ ТАК, КАК БУДТО ОНИ СОВЕРШЕНЫ ПРАВИЛЬНО. К сожалению, на практике это не всегда даёт лечебный эффект, поскольку человек, страдающий ОКС, в своих мыслях натыкается на некий парадокс, который условно можно выразить в следующей форме: «Как я могу быть уверенным в том, что Всевышний принял мой намаз, если я не буду обращать внимания на свои ошибки и продолжу их совершать?» Это своего рода «вилка». С одной стороны, от человека требуется не обращать внимания на ошибки, а с другой стороны, сам человек думает что из-за совершенных ошибок его молитвы не будут приняты. В основном из-за этого парадокса и бывает трудно излечить человека от подобного недуга. Однако, важно понять следующее: КАК РАЗ ТАКИ И ТУТ ТОЖЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВАСВАС, ЭТИ САМЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ САМИ ПО СЕБЕ ТОЖЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОБСЕССИЯМИ. Основная сложность в том, что ОКС относится к ятрогенным заболеваниям, то есть к заболеваниям, живущим лишь в мыслях человека.
Можно предположить, что для развития данного явления необходим прецедент, некое событие в жизни индивида, от которого и стоит вести отсчёт во времени. Вполне возможно, что такой человек пережил сильное душевное потрясение, событие, оставившее глубокий след в его памяти и не дающее ему покоя. Опасность в том, что попытки подавления такого события, попытки забыть его, как правило, приводят к тому, что оно не уходит из памяти, а перемещается в область бессознательного и уже оттуда проявляется в виде навязчивости. Скорее всего, это событие противоречит моральным принципам человека и по этой причине имеет над ним власть. Если так, то в подобных случаях требуется индивидуальный подход с раскрытием и проработкой вытесненных мыслей.
В принципе, научный подход к лечению ОКС сводится к так называемому бихевиоральному. Этот подход основан на коррекции конкретного поведения конкретного человека. То есть идёт прямое воздействие на сами навязчивые действия. Человеку предписывается проявить волевое усилие и не идти на поводу у этих навязчивых мыслей. Аналогично ситуация выглядит и со случаем васвас, когда человек по несколько раз совершает омовение или переделывает намаз.
Не стоит обращать внимание на наличие сомнений, а стоит делать всё так, как будто всё совершено правильно. Самое сложное – проигнорировать те мыли, о которых шла речь выше. Но и здесь нужно просто в лечебных целях не обращать на них внимания. Опыт работы показывает, что со временем, обычно по прошествии не более двух месяцев, эти навязчивости теряют свою силу, поскольку в памяти чётко закрепляется весь алгоритм совершения омовения, обязательной молитвы, поста и др.