Перед Аллахом любой из нас обязан совершать намаз

(Продолжение темы «Тайм-менеджмент с пелёнок»)

Намаз с пелёнок – возможно ли?

Всевышний Аллах в Коране сказал: «Я создал людей и джиннов для того, чтобы они поклонялись мне» (сура «Аз-Зарият», аят 56).

Читая этот аят Корана, понимаешь, что вся жизнь мусульманина изначально диктуется законами тайм-менеджмента – управления временем посредством его распределения в течение дня на 5 определённых отрезков. Каждый этот отрезок разграничивается обязательным чтением молитвы, и все ежедневные дела должны распределяться между молитвами. Не намаз должен читаться как бы между повседневными мирскими делами, а будничные дела должны планироваться с учётом времени молитвы.

Согласно канонам Ислама вводить обязательные намазы в распорядок дня ребёнка нужно с семи лет. Но с периода половой зрелости он уже должен читать пять обязательных намазов.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Повелевайте своим детям совершать молитву, когда им исполнится семь лет, и наказывайте их за ослушание в этом, когда им исполнится десять лет».

Так стоит ли привлекать ребёнка к молитве ещё в дошкольном возрасте? Рассказывать о том, что это такое и зачем она нужна? Или всё придёт само, как только ребёнку исполнится 7 лет?

Ребёнок уже в утробе матери привыкает к синхронным ритмам пятикратного намаза. Мама ежедневно совершает одни и те же действия, читает Коран вслух, и малыш тоже слышит молитву. О том, что младенец начинает слышать ещё в утробе матери, хорошо известно. Это доказано психофизиологическими экспериментами, которые показали, что ещё не родившиеся малыши начинают эмоционально реагировать на то, что они слышат извне.

 Когда ребёнок родится, женщине не возбраняется брать ребёнка на руки во время чтения намаза. Нередко пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) брал ребёнка на руки во время намаза, а во время земного поклона он клал его рядом с собой, а потом, вставая, вновь брал его на руки.

Абу Катада аль-Ансари рассказывал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) молился и держал на руках Умаму, дочь Зайнаб, бинт Расул Аллах». Согласно сообщению от Абу аль-Аса ибн Рабиа ибн Абд Шамса, когда Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) делал земной поклон, он клал её на землю, а когда вставал, брал на руки.

Многие родители рассказывают о том, что дети очень рано начинают копировать родительское поведение во время намазов, приносят коврики для молитвы, девочки надевают платки, мальчики читают азан.

Дети постепенно обучаются намазу, и здесь главное не спугнуть их влечение. Ничего, что ребёнок пытается снять платок с головы мамы или садится на молитвенный коврик прямо на место суджуда; залезает на спину или «читает» Коран вместе с вами, стремясь перекричать вас. Так вы не сформируете отрицательное отношение ко второму столпу Ислама. А все канонические правила объясните постепенно, учитывая возраст и уровень познаний ребёнка. Ведь дети не нарушают ваш намаз своим поведением, хвалите их за их стремление подражать вам, привлекайте их мягко и ненавязчиво.

Иногда приходится слышать от родителей некоторых подростков, что те остыли к намазу, потеряли интерес к нему, иногда подросшие дети скрывают, что пропускают намаз.

Наверное, поэтому стоит более пристально уделить внимание воспитанию уважения к намазу ещё в дошкольном возрасте, чтобы с наступлением половой зрелости для подростка не было шоком, что вдруг он должен целый час (!) своей жизни тратить на то, что не очень-то и хотелось бы…

Известна история о том, как один несовершеннолетний мальчик торопился в мечеть. Его остановили сверстники и спросили, зачем он так спешит, ведь намаз ещё не является для него обязательным. На что тот ответил: «Вчера умер один мальчик, так и не успев прочитать ни одного намаза! Никто из нас не знает, когда придёт наш час. Поэтому надо поторопиться, чтобы выполнить свой долг».

Молитвенная практика дошкольника

Многие дети любят читать намаз в коллективе, среди взрослых. Поэтому никогда не отталкивайте их от совершения дела, которое так важно и почтительно совершают все большие «как и он»! Не отказывайте ребёнку в походе в мечеть, приглашайте к себе в гости и посещайте сами гостей, где вы сможете прочитать намаз джамаатом, чтобы ребёнок с детства видел и чувствовал всё волшебство коллективной объединяющей молитвы.

Рассказывайте детям, почему мы читаем намаз. Читайте вслух дуа на понятном доступном языке для ребёнка и приучайте его обращаться с мольбами ко Всевышнему.

Дети любят атрибутику. Пользуйтесь этим: подарите ребёнку маленький коврик для молитвы, дочери сшейте специальное платье для намаза, сыну свяжите тюбетейку.

Смастерите макет Каабы и в играх используйте необходимость выполнения молитвы. Пусть герои ваших игр обязательно ходят в мечеть, читают Коран и совершают пятикратную молитву.

Рисуйте времена намазов, раскрашивайте раскраски, читайте книги по данной тематике.

Но не забывайте, что наша задача не научить механическому выполнению молитвы, совершению физических упражнений в намазе, а поддержание той самой чистой младенческой любви и интереса к намазу. Дай Аллах нам помощь в этом!

Есть идея!

Хотелось бы предложить смастерить мини-плакат со временем молитвы. Из картона вырежьте круг, разделите на пять секторов, каждый из которых означает время молитвы. Нарисуйте время каждой молитвы:

• рассвет – фаджр,

• солнце миновало зенит – зухр,

• солнце клонится к горизонту – аср,

• солнце закатилось за горизонт – магриб,

• ночь – иша.

Для детей постарше можно сделать также подписи под картинками с названиями намазов. В середине круга прикрепите стрелку, которая должна перемещаться в зависимости от того, какая молитва наступила.

В зависимости от заинтересованности ребёнка, которая вполне естественно будет меняться, подходите к плакату и отмечайте, двигая стрелку, какой намаз сейчас наступил. Рассказывайте, что изменилось в природе, почему наступил именно этот намаз. Это также поможет обращать внимание ребёнка на природные явления, происходящие за окном.

Также предлагаем вам для лучшего заучивания времени и названия намазов использовать различные детские стихотворения или загадки по данной теме. Нам известно, что седьмой номер детского журнала «Светлячок и его друзья» был посвящён второму столпу Ислама. В журнале опубликованы стихи, загадки, сказка, ребусы и др., что поможет ребёнку понять важность и особенность молитвенной практики.

Загадки из книги «Об Исламе в загадках» (авторы А. Абдрахманов, И. Байрамукова) также помогут понять, как тот или иной намаз связан со временем суток, которым мы должны научить владеть наших детей:

Ты получишь большой аджр,

Утром, встав на намаз….

(ФАДЖР)

Время – полдень,

Солнце в зените.

Имя намаза скорее назовите!

(ЗУХР)

Солнце садится – скоро намаз.

Вместе молиться пойдём мы сейчас.

Четыре ракаата мы дружно прочтём,

Эту молитву мы как назовём?

(АСР)

«Солнце село на закате», –

Нам сказала тётя Катя. –

Прозвучит азан сейчас.

Мы какой прочтём намаз?

(МАГРИБ)

Нам пора ложиться спать,

Зубки чистить и в кровать.

Но сначала не спеша

Мы прочтём намаз …

(ИША)

Продолжение следует…