Эпидемия суррогатного материнства

Суррогатное материнство – это вспомогательная репродуктивная технология, когда женщина соглашается на беременность (оплачиваемую или безвозмездную) биологически чужим для неё ребёнком, который будет после рождения отдан на воспитание генетическим родителям, и юридически именно они будут считаться его семьёй.

В последнее время идеи суррогатного материнства находят всё больше и больше последователей – конечно, в основном среди довольно обеспеченных людей.

Нужно отметить, что идеи суррогатного материнства не слишком новы, ибо во все времена большинство людей мечтали о продолжении рода, о наследнике.

В 18-м веке до н. э. в древней Вавилонии бесплодная пара могла воспользоваться программой, близкой к суррогатному материнству. В частности, муж при согласии жены получал право привести в дом рабыню, которая рождала от него ребёнка, но при этом отцом и матерью младенца считалась супружеская пара. Рабыня же получала дополнительные привилегии и социальные гарантии, но ребёнка не воспитывала, и ребёнок зачастую сам не знал о своей биологической матери.

Подобным же образом ситуация обстояла в Древнем Египте, Ассирии, Палестине, Риме. В древнем мире это был вообще единственный шанс, аналогичный вспомогательной репродуктивной технологии современности, единственная возможность иметь детей при женском бесплодии.

Точно так же ситуация обстояла в Средневековый период от Европы до Японии: на всём пространстве материка мужчина обладал правом (при бездетности супруги) иметь детей от наложницы, при этом считая их своими законными детьми, обладающими всеми правами.

С постепенным уничтожением института рабства эти обычаи уходили в прошлое, постепенно укреплялось понятие незаконнорождённых детей (бастардов), хотя отец обладал правом оформления их как своих наследников, если имел на то желание или необходимость.

Но наука не стояла на месте. В 1790 году знаменитый шотландский хирург и венеролог Джон Хантер (1728–1793) с целью преодоления бесплодия шприцем ввёл сперму мужа во влагалище жены, осуществив, таким образом, первую искусственную инсеминацию в истории. В результате наступила беременность, и родился здоровый ребёнок. Так началось шествие по планете вспомогательных репродуктивных технологий. Почти через 200 лет после этого события была успешно применена программа ЭКО, что дало второе дыхание суррогатному материнству.

Конечно, любая супружеская пара в первую очередь мечтает не просто об общем ребёнке, но и о генетически общем. Но определённые заболевания приводят к тому, что женщина не может выносить плод, в результате чего беременность прерывается, или же это невозможно, поскольку беременность несёт риск для женщины в виде развития осложнений или просто летального исхода. В таких случаях и планировалось первоначально применять программу суррогатного материнства. Это была благородная цель и миссия, однако со временем приоритеты сместились.

Первоначально суррогатное материнство проводилось аналогично древнейшим методикам, т. е. суррогатная мать вынашивала биологически своего ребёнка (искусственное оплодотворение производилось invivo-спермой супруга из бесплодной семьи). Однако родителями новорождённого считалась бесплодная семья, которая заключала с этой женщиной договор, оплачивала её услуги, полностью обеспечивала во время беременности и родов.

Позднее произошло смешивание программ ЭКО и суррогатного материнства, что дало возможность для рождения суррогатной матерью детей, которые были ей биологически не родными. Т. е. при помощи ЭКО ей подсаживался эмбрион, полученный invitro из яйцеклетки и сперматозоидов биологических родителей ребёнка.

Нельзя сказать, что эта программа работала гладко. Случалось, что суррогатная мама не хотела расставаться с ребёнком (особенно это касается традиционной программы, когда вынашиваемый ребёнок ей генетически родной). Или семья, «заказавшая» ребёнка, отказывалась от него ввиду либо собственной беременности родителей, либо рождения двоих или троих младенцев вместо одного, либо наличия у ребёнка генетических или физических аномалий, либо рождения ребёнка не того пола, либо обычного легкомыслия. Но таких случаев не особенно много, чаще все противоречия удавалось разрешить, особенно в странах, где закон о суррогатном материнстве хорошо проработан и реально действует (США, Англия).

Однако в последнее время появилось достаточно много сообщений о лицах нетрадиционной ориентации, одиноких мужчинах или женщинах (которые не могут самостоятельно выносить или родить ребёнка), которые хотели бы иметь биологически своего ребёнка. Чаще всего это люди, обладающие достаточными денежными средствами и реализующие своё право на ребёнка в Израиле или США (как странах, где наиболее упорядочено законодательство относительно данных вопросов). Постепенно дело скатывается к тому, что многие обеспеченные семьи начинают задумываться над тем, чтобы применять программу суррогатного материнства с целью рождения собственных детей. Чаще это, конечно, связано с запросами женщины, которая не хочет прерывать карьеру, портить фигуру или просто не желает обременять себя беременностью и родами.

Такая тенденция – это путь в никуда.

Религия как основной институт этики и морали неоднозначно высказывается относительно возможности применения ЭКО и суррогатного материнства. В европейских странах особенно жёсткую позицию занимает католичество (протестантизм и православие более либеральны), в исламских странах среди алимов достаточно много разногласий по поводу дозволенности или запретности этого явления.

Тем не менее, согласно современным фетвам часть вспомогательных репродуктивных технологий по Исламу допускается. А именно те, которые соответствуют определённым критериям.

Первое. Разрешается, если при оплодотворении используются сперма мужа и яйцеклетка жены.

Второе. Разрешается, если оплодотворённая яйцеклетка от мужа и жены или полученный в лабораторных условиях зародыш спермы мужа и яйцеклетки жены помещается в её же матку (т. е. жены), от которой была взята яйцеклетка.

Третье. ЗАПРЕЩАЕТСЯ, если есть какие-либо подозрения в том, что сперма мужа и яйцеклетка жены подменены или смешаны с семенем другого мужчины.

При соблюдении всех трёх условий на наступившую беременность распространяются все остальные религиозные предписания, в том числе установленные сроки идда или траура по причине развода или смерти мужа, кровное родство, наследство и т. п.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ категорически перемещение полученной спермы мужа и яйцеклетки жены эмбриона для последующего развития в матку посторонней женщины, даже если эта женщина является второй, третьей или четвёртой женой того мужчины, у которого взята сперма. В Коране говорится (смысл): «…Мы выводим вас младенцами…» (сура «аль-Хадж», аят 5).

В этом аяте Аллах сделал материнство следствием зачатия и последующего развития именно в утробах женщин, т. е. законных матерей. Материнство – это одно неделимое целое.

(Часть фетвы, вынесенной каноническим отделом ДУМД.)