Психология и Ислам: противоречие или дополнение

На дворе давно уже 21 век, век нанотехнолий, время, когда сказка становится былью, когда то, о чём раньше могли только мечтать, стало обыденностью, частью жизни, её атрибутом. Во главе этого прогресса стоит человек, он его движет.

Человек стал… и тут-то кроется самое важное: человек остался человеком с его потребностями, особенностями и болячками. Он так же переживает, как и раньше, так же боится, любит и надеется. Век, в котором мы живём, называют веком психологии. И это вовсе не из-за того, что психология получила научное развитие, а потому, что психологическое, как и психическое, здоровье становится проблемой номер один.

В 1999 году по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения был утверждён Всемирный день психического здоровья. Пока ещё в России нет установленного на государственном уровне дня, посвящённого психологии, но тем не менее многие организации и образовательные учреждения отмечают 22 ноября как День психологии в России.

 

Чем же так важна эта научная дисциплина и практика в повседневной жизни, есть ли в ней потребность, почему растёт её популярность?

Ответ мы получим из самой психологии, из того, что она изучает. Само название «психология» происходит от двух греческих слов, буквально переводимых как «наука о душе». Вот и становится понятно, в чём секрет такого распространения этой науки.

Именно душа и страдает сейчас больше всего, именно на её долю приходится основная нагрузка. Общее увеличение стрессовых ситуаций, социальное неравенство, падение нравов – всё это ведёт к обособлению людей друг от друга, порождает озлобленность и многие другие негативные явления.

Естественно, что основной причиной всего этого является потеря человеком своего духовного начала, следование ложным ценностям и идеалам. СМИ упорно навязывают ложные стереотипы, показывают иной идеал красивой и правильной жизни. То, что век назад считалось идеалом поведения, стали называть пережитками старины, архаизмами, а то, что вызывало отвращение и чего люди стыдились, приобрело статус современности, модности и продвинутости. В погоне за материальными средствами люди обозлились друг на друга, разрыв родственных отношений становится нормой. В обществе разрыв родственных отношений всё реже и реже вызывает порицание и осуждение.

Другой немаловажной проблемой является распад института семьи, увеличение разводов и невысокий уровень рождаемости. Известно, что семья является ячейкой любого общества, и разрушение этих самых ячеек неизбежно приведёт к разрушению всего общества.

Именно психология с её арсеналом средств коррекции, диагностики и оздоровления призвана помочь в решении этой проблемы.

 

Естественно, что для нас (мусульман) важно знать, в какой мере психология соответствует или противоречит нормам нашей религии.

К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос не существует, так же как нельзя однозначно утверждать о пользе и вреде любой другой науки, будь то химия, физика, биология или какая-либо иная. Психология, как и другие науки, выступает всего лишь средством. Всё зависит от того, в чьих руках будут эти самые средства, кто и на что их направит.

Некоторые несведущие люди выступают за то, что психология и Ислам несовместимы, несправедливо обвиняют психологию в её негативном влиянии. Возникает закономерный вопрос: что же представляет себой современная психология? Ответ на этот вопрос не так очевиден, хотя бы по той причине, что до конца не определён сам предмет этой науки – что же именно она изучает. Все дискуссии вокруг этого можно свести к следующему: психология изучает мысли, чувства, намерения человека, вырабатывает средства воздействия на личность, на его поведение и восприятие.

Естественно, наука развивается, вырабатывает всё новые и новые концепции и теории. Разумеется,часть из них не соответствует нормам Ислама, а кое-где и противоречит. В основном эти противоречия наблюдаются в неких авторских теориях, в теориях изначально не опирающихся на данные других наук о человеке.

К примеру, наибольшие споры по сей день вызывают теории Фрейда, Юнга, Гроффа и других. Что касается учения Фрейда, важно не просто читать его труды и делать какие-либо выводы, а понимать его, знать его методологию, как он пришел к этой мысли. Многие постулаты Фрейда очень точно отражают суть психологии той части населения, которая отошла от норм Истины и, образно говоря, пошла за золотым тельцом. Фрейд точно описал психологию человека аномального, запутавшегося в жизни, следующего ложным идеалам. Та же самая картина наблюдается и во многих других учениях.

По этой причине подобные  теории должны оставаться в рамках академической психологии, но ни как не переходить в разряд популярной. И именно по этому сложилось такое неоднозначное отношение. Неподготовленные люди вырывают отдельные мысли и пытаются с их помощью делать какие либо далеко идущие выводы.

 

Мы, мусульмане, должны больше внимания уделять этой дисциплине, изучать её и направлять на благо людей. Естественно, её изучение необходимо осуществлять под руководством человека знающего. Изучение психологии осложнено тем, что всё в этой науке приблизительно, вероятностно, нет чётких и однозначных трактовок.

К сожалению, в настоящее время из-за распространения психологических знаний находятся люди, презентующие себя как психологи, хотя на самом деле таковыми не являются. Эти люди пытаются продавать свои сомнительные знания, при этом всего лишь прикрываются психологией. На практике эти люди чаще всего занимаются неким подобием колдовства, называя это ставшим модным словом «парапсихология». Что касается самой парапсихологии, то это малоизученная область науки, что и позволяет спекулировать на этом и выдавать за неё всё что угодно.

В заключение хочется отметить, что чем меньше мы будем изучать эту науку, тем успешнее будут применять её против нас самих. Мы должны знать основные закономерности поведения человека, изучать механизмы формирования мировоззрения и успешно применять это во благо.