Исламский ученый о философии науки в современном мире

Развитие науки в наше время достигло невиданных масштабов. Не проходит и дня, чтобы во всех областях от микро- до макромира не выдвигался ряд принципиально новых идей и не проливался свет на множество неведомых и неизведанных сторон бытия.

Мы замечаем, как каждый день многочисленные открытия и изобретения, будь то на атомном уровне или в области космического пространства, в мире животном или в человеческом организме, в электронике или в лазерных технологиях, с помощью средств массовой информации распространяются повсеместно. Это вызывает в нас или чувство радости, или же страха и паники.

Наука и технологии, развивающиеся с такой скоростью и такими темпами, в ближайшем будущем смогут воздействовать на всеобщие убеждения, взгляды и понимание науки; появление новых изобретений в этой связи также не должно ускользать от взгляда. Если мы обратимся к недавнему прошлому, то увидим, насколько изменился сегодняшний мир.

Пространственное восприятие Галилея и закон всемирного тяготения Ньютона, незыблемость которых еще вчера признавал каждый, сегодня воспринимаются как исторические гипотезы. Материя, рассматриваемая как первооснова бытия, по прошествии времен стала предметом всеобщих сомнений. Для нас стало очевидным, что основным перспективным направлением исследований является изучение внематериальных субстанций.

Таким образом, понятно, что в ближайшем будущем все – от материи до антиматерии, от атома до антиатома – станет темой коллективных исследований научных кругов, а метафизика будет обсуждаться вкупе с физикой.

Наука занимается объектами, охватывающими наши органы чувств. Оставшуюся же вне этого действительность она пытается разъяснить на основе опытов. Однако же в ее грандиозной структуре не остается места для выявления научными методами тех знаний, которые нельзя познать с помощью чувств, и достоверность которых недоказуема.

Например: никто не сомневается в реальности воспринимаемого зрением предметного мира, равно как и в реальности объектов, воспринимаемых другими органами чувств (слухом, осязанием и др.). Наличие магнитного и электрического полей, существование которых мы не можем замечать при помощи органов чувств, мы пытаемся установить компасом или другими приборами.

На сегодня наука даже с помощью имеющихся в ее арсенале инструментов и средств ограничена в своих исследованиях и не может выходить за пределы электрического, магнитного полей и поля притяжения масс. Только тогда, когда будут изобретены инструменты и средства для доказательства существования и определения качеств этих полей, научные исследования в данных областях прочно войдут в нашу жизнь.

В этой связи заявлять о том, что в наши дни наука охватывает все и достигла своей конечной цели, было бы как большой ошибкой, так и свидетельством игнорирования научных открытий. В целом, анализируя сегодня созданные наукой достижения, становится ясно, как ничтожно мала сфера изученного и как много еще предстоит изучить.

Заявлять обратное - не что иное, как ограничивание себя сферой изведанного либо отрицание многообразной реальности. Те, кто воспринимает достижения науки в каждой эпохе как конечную цель, тем самым препятствуют развитию научных исследований и обесценивают значимость культурной деятельности человека.

Поэтому мы считаем необходимым заново подвергнуть объективной критике все, что мы знаем на сегодняшний день, повторно рассмотреть прежние знания в свете новых открытий, исправляя ошибки и раскрывая существующие загадки.

Действительно, назрела необходимость вновь рассмотреть и проанализировать изучение небосвода и земного пространства, взаимоотношение явлений и событий, систематическую смену дня и ночи, внутренние особенности миров живых и неживых существ, поведение, функции, цели и особенности человеческих и животных организмов, а также структуру всего этого в сложном взаимоотношении живых и неживых субстанций. Только таким способом теории, не доказанные методами научных исследований, и правила, выявленные ошибочными установками, будут заново внимательно и всесторонне рассмотрены, и появится возможность для исправления ошибок.

Для научного работника проведение исследований на собственной теоретической основе - признак уважительного отношения к науке. Люди "околонаучных" кругов, демонстративно говорящих "я занимаюсь наукой", недоказанными гипотезами словно обманывают окружающих и порочат честь науки.

Простейшее объяснение метода научных исследований может быть сведено к тому, что, прежде всего, определяется предмет исследования и его задачи. Далее подвергаются тщательному анализу прежние достижения в этой области, а затем благодаря собранной информации подводятся заключительные итоги.

Для утверждения правильности результатов проведенного опыта проводится ряд новых испытаний, и если существует сомнение, что и они не подтверждают полученных результатов, то опыты возобновляются. Таким образом, путем испытаний доказывается истинность выдвинутых идей, а в дальнейшем изучается возможность превратиться этой истинности в устойчивый принцип и стать всеобъемлющей; и если она подтверждается, то эта теория входит в фонд научных достижений во всем ее взаимодействии с другими объектами окружающего нас мира.

Подобный метод исследований, освоенный современной методологией, является объективным для научных утверждений. На этом основании определенно нельзя считать наукой любые заявления о правильности и точности какой-то идеи без проведения исследований по такому методу или же отклонения и отрицания этой идеи.

Размышления, построенные в виде предположений и прогнозов, являются всего лишь гипотезами, а универсальные правила, установленные на их основании, - обманом. Как невозможно достичь научной истины за счет подобных предположений и прогнозов, так и, наоборот, нельзя отрицать истины, установленные на основе наблюдений и достоверных сведений или доказанные соответствующими методами.

Фетхуллах Гюлен, турецкий ученый-богослов, мыслитель и общественный деятель