Мой сын стал совершенно неуправляемым…

Ответы на вопросы

У меня двое мальчиков-двойняшек, им по 9 лет, один растёт более ответственным, послушным, а второй часто конфликтует с учителями. Постоянно говорит, что они нечестно поступают, что они несправедливые. Учителя же, в свою очередь, просто выходят из себя и  выставляют ему тройки и двойки. Сын всё время огрызается с ними и не только, бывает и со мной, и с бабушками и дедушками.

Меня постоянно вызывают в школу, после этого я   плачу, начинаю его бить, потом жалею об этом, и всё повторяется. В школе он нахватался того, чему я его не учила, я не узнаю своего ребёнка. Очень хотела дать детям исламское образование, но у нас в Казахстане нет таких школ, нет медресе для маленьких, есть медресе только после 11 класса.  А за это время ... Я  даже боюсь подумать, что будет…

После конфликтов я себя не могу поднять на намаз, стала пропускать их, не могу взять себя в руки, не могу идти на работу, я вся разбитая. Хочу нанять репетитора для него, чтобы подтянулся в школе, но понимаю, что всё, что я зарабатываю, я буду отдавать  репетитору. Что мне делать, посоветуйте, пожалуйста…

С точки зрения религии:

Проблема достаточно распространённая. Зачастую подобное происходит, когда родители не осуществляют воспитание должным образом. Согласно мусульманской этике, детей необходимо воспитывать ещё с самого детства. В первую очередь, детям необходимо рассказать о Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение), где родился, как звали и кем были его родители, к чему призывал, где похоронен…

С семилетнего возраста уже необходимо обучить детей обязательной молитве и соблюдению поста в месяце Рамадан. Разумеется, недостаточно просто обучить их этим столпам, ещё нужно и следить за их соблюдением. С десяти полных лет детей можно наказывать за несоблюдение религиозных предписаний. Такое положение объясняется тем, что, когда ребёнок начинает читать молитву и соблюдать пост с семи лет, то к достижению совершеннолетия (примерно 13-14 лет) он уже привыкает к их соблюдению и не будет пропускать.

Вместе с обучением религиозных предписаний обучайте их и элементарным можно и нельзя. Ни в коем случае не делайте того, что запрещаете им и следуйте своим же наказам, которые Вы делаете им. Никогда не оставляйте ослушание без наказания, равно как и послушание должно быть поощряемым. Поговорите с тем ребёнком, который Вас слушается, пусть проводит больше времени со своим братом, поговорит с ним. Воспользуйтесь помощью собственного сына для перевоспитания другого. Всегда относитесь к обоим детям справедливо и одинаково, ибо разделять детей Исламом крайне порицается.

С точки зрения психологии:

Жаль, что Вы не уточнили насчёт того, монозиготные или дизиготные у Вас близнецы. Ведь если они монозиготные, то их генофонд идентичен друг другу, а соответственно и темперамент у них одинаковый. В свою очередь, темперамент является биологической основой характера. Другими словами, базовые черты характера должны быть у них сходными, но сходство лишь по форме, содержание же может сильно отличаться. Выражаясь проще, одна и та же черта характера у них может проявляться по-разному.

Также, есть достоверные данные о том, что, если близнецы растут вместе, то они бывают менее похожи, чем, когда растут порознь. Этот факт объясняется тем, что один из них берёт на себя роль ведущего, другому же достается роль ведомого. По всей видимости, это же самое произошло и с Вашими мальчиками.

То, что первый проявляет усидчивость и прилежность, косвенно раскрывает в нём позицию ведомого. То есть, такая форма поведение – это отражение его жизненной позиции  – идти за лидером, проявляя ответственность и послушание. Что же касается его брата-близнеца, то он проявляет большую активность, что и могло привести к таким отрицательным последствиям.

В связи с этим, будем исходить из того, что содержательная сторона  характера ребёнка уже сформирована, ломать её не стоит, нужно лишь направить в правильное русло. В принципе, ведь если человек пытается отстаивать свои права, занимает активную жизненную позицию, то это больше хорошо, чем плохо, нужно лишь показать ребёнку, как правильно пользоваться этими чертами характера, то есть обратить их на благо.

Для этого есть смысл обсудить с ребёнком сложившуюся ситуацию. Крайне важно дать ему до конца всё высказать. Он должен быть уверенным в том, что Вы его хотите понять и помочь. Если же Вы сразу начнёте критиковать ту  точку зрения, которую он высказывает и будете стараться доказать ему, что он не прав, то он автоматически займёт оборонительную позицию и будет вести себя с Вами так же, как и с учителями в школе.

Вообще, конфликты Вашего сына с  учителями, это есть не что иное, как выражение протеста, попытка быть услышанным. В принципе, случай не такой уж и тяжелый, и всё можно благополучно исправить, если психологически правильно к этому подойти, т.е. с учётом индивидуальных особенностей обоих детей. Дайте ему возможность проявить себя в хороших делах, поощряйте любые положительные заслуги. Порицая негативное, обязательно объясняйте за что, критикуйте сам поступок, но ни в коем случае не личность ребёнка. Главное, будьте уверены, что положительный результат будет достигнут, правда, для этого придётся приложить достаточно усилий.

Мухаммад-Амин - хаджи Магомедрасулов

теолог

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

 

Линия доверия

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки