Имеют ли право работники ЖКХ осматривать мою квартиру?

Ответы на вопросы

Вопрос: Обязан ли потребитель коммунальных услуг допускать представителей коммунальной организации (в том числе работников аварийных служб), в занимаемое им жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования?

Ответ юриста:

Порядок и условия проведения проверок приборов учета потребления коммунальных услуг регламентированы подпунктом «е» пункта 34, пунктами 82-85 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

В соответствии с подпунктом «е» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг на потребителя коммунальных услуг возложена обязанность допускать представителей коммунальной службы (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение при наличии оснований:

для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное время с коммунальной организацией в порядке, указанном в Правилах предоставления коммунальных услуг;

для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости;

для ликвидации аварий - в любое время.

Порядок проведения осмотра состояния оборудования внутри жилых или нежилых помещений потребителя, регламентирован пунктами 82-85 Правил предоставления коммунальных услуг. В соответствии с ними, при непредставлении потребителем в коммунальную организацию показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд коммунальная организация не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, обязана снять показания прибора учёта путём проведения проверки:

а) состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта и распределителей, факта их наличия или отсутствия;

б) достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта и распределителей путём сверки их с показаниями соответствующего прибора учёта на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

В соответствии с пунктом 85 Правил предоставления коммунальных услуг данная проверка, если для её проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется коммунальной организацией в следующем порядке:

а) коммунальная организация направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска представителя коммунальной организацией для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске представителя коммунальной организацией к приборам учёта;

б)  потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить коммунальной организации способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения коммунальной организацией, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск представителя коммунальной организацией в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск представителя коммунальной организацией в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить коммунальной организации об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;

в) при невыполнении потребителем обязанности, указанной в пункте "б", коммунальная организация повторно направляет потребителю письменное извещение в порядке, указанном в пункте "а", а потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить коммунальной организации способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения коммунальной организацией, информацию, указанную в пункте "б";

г) коммунальная организация в согласованные с потребителем в соответствии с пунктом "б" или "в" дату и время обязана провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается представителя коммунальной организацией и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - представителя коммунальной организацией и 2 незаинтересованными лицами;

д) если потребитель не ответил на повторное уведомление коммунальной организацией либо 2 и более раза не допустил представителя коммунальной организацией в занимаемое им жилое или нежилое помещение в согласованные потребителем дату и время и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у коммунальной организацией отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, представитель коммунальной организацией составляет акт об отказе в допуске к прибору учета. Акт об отказе в допуске коммунальной организацией к приборам учета, расположенным в жилом или в нежилом помещении потребителя, подписывается представителем коммунальной организацией и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - представителя коммунальной организацией и 2 незаинтересованными лицами. В акте указываются дата и время прибытия представителя коммунальной организацией для проведения проверки, причины отказа потребителя в допуске представителя коммунальной организацией к приборам учета (если потребитель заявил о таких причинах), иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) потребителя, препятствующих представителю коммунальной организацией в проведении проверки. Представитель коммунальной организацией обязан передать 1 экземпляр акта потребителю;

е) коммунальная организация обязана в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности допустить представителя коммунальной организацией в помещение для проверки провести проверку, составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается представителем коммунальной организацией и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - представителем коммунальной организацией и 2 незаинтересованными лицами.

Таким образом, потребитель коммунальных услуг имеет обязанность допустить представителей коммунальных служб в занимаемое им жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования только при наличии приведенных трех оснований. При этом осмотра состояния оборудования и проверка достоверности представляемых показаний по нему может проводиться только с соблюдением процедурных правил и гарантий, установленных в пунктах 82-85 Правил предоставления коммунальных услуг.

Адвокат: Макаали Алиев

advokataliev@gmail.com

 

Линия доверия

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки