Лицензирование образовательной деятельности медресе

Ответы на вопросы

Требуется ли лицензирование образовательной деятельности медресе?

Исследование актов прокурорских проверок и материалов судебных решений по делам, связанным с образовательной деятельностью учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений) (говоря проще – медресе, исламских университетов, примечетских школ и т.д. как бы они ни назывались) позволяет заключить о необъективности участившихся в последнее время контрольно-надзорных проверок, неполноте изучения некоторыми дагестанскими представителями органов прокуратуры норм российского законодательства об образовании и игнорировании ими практики правосудия по делам соответствующей категории.

В преамбуле Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 указано, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определённого образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 33 Закона Российской Федерации «Об образовании» права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательного учреждения. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). В статье 9 этого же Закона приведён исчерпывающий перечень реализуемых в Российской Федерации образовательных программ, требующих лицензирования.

Согласно пункту 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277, лицензирование образовательной деятельности учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений), образовательных учреждений религиозных организаций (объединений) осуществляется в соответствии с этим Положением. При этом в его пункте 2 указывается, что не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Медресе с момента государственной регистрации приобретает права юридического лица, т.е. может участвовать в сделках, приобретать и отчуждать имущество, заключать трудовые и иные договора и т.д., осуществлять хозяйственную деятельность, предусмотренную уставом и направленную на подготовку образовательного процесса. До получения лицензии, а также с момента истечения срока её действия медресе имеет право вести образовательную деятельность, не требующую лицензирования – в форме обучения, не сопровождающегося итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Такая нелицензированная образовательная и хозяйственная деятельность медресе вполне законна и юридически безупречна, что подтверждает судебная практика, сложившаяся в системе российского правосудия.

Так, прокурор Ярославской области обратился в Арбитражный суд Ярославской области в защиту государственных и общественных интересов с иском к Исламской религиозной организации мусульман города Ярославля о прекращении образовательной деятельности. Исковое требование мотивировано тем, что ответчик при городской мечети создал воскресную школу – медресе, в которой в нарушение законодательства об образовании, не имея прав юридического лица и лицензии, обучают учащихся основам Ислама, арабскому, татарскому и иным языкам. Постановлением от 20.12.2001, на основании статей 12, 33 Закона Российской Федерации «Об образовании», пункта 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, суд признал недоказанным факт ведения образовательной деятельности Исламской религиозной организацией мусульман г. Ярославля и в иске отказал. Не согласившись с принятым по делу постановлением, Прокурор Ярославской области обратился в Федеральный Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просил отменить судебный акт в связи с неправильным применением норм материального права. Постановлением кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.02.2002 по делу № А82-207/01-А/1 было признано, что не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании. В материалах дела отсутствуют доказательства ведения ответчиком в рамках воскресной школы образовательной деятельности, факт существования которой подтверждался бы документами, предусмотренными выше названным Законом. При таких обстоятельствах у суда не имеется правовых оснований считать доказанным факт ведения ответчиком незаконной деятельности. В итоге, Федеральный Арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил: постановление Арбитражного суда Ярославской области по делу № А82-207/01-А/1 оставить без изменения, кассационную жалобу прокурора Ярославской области – без удовлетворения.

По аналогичному делу, по представлению прокурора г. Дагестанские Огни М.Н. Назирова о ликвидации негосударственного исламского образовательного учреждения среднего профессионального религиозного образования (духовного образовательного учреждения) «Медресе имени Халидшаха Аль-Багдади» от 07.04.2010 № 27-2010 определением Верховного суда РД было возбуждено производство. Согласно проверке, проведённой прокурором, Медресе имени Халидшаха Аль-Багдади осуществляло свою деятельность незаконно, без наличия соответствующей лицензии, чем, по мнению прокурора, нарушались интересы Российской Федерации в области образования. В процессе судебного разбирательства была подтверждена законность осуществления образовательной деятельности Медресе имени Халидшаха Аль-Багдади без получения лицензии и не сопровождающейся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. В итоге, прокурор отказался от иска, и определением Верховного суда РД от 08.06.2010 производство по делу было прекращено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125 ФЗ законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать данному Закону, согласно нормам которого:

  • пункта 1 статьи 3 в Российской Федерации гарантируются: свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
  • пункта 5 статьи 3 никто не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к участию или неучастию в обучении религии.
  • пункта 6 статьи 3 воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания запрещается и преследуется в соответствии с Федеральным законом.
  • пункта 2 статьи 4 государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В соответствии со статьей 5.26 КоАП РФ воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания влечёт наложение административной ответственности.

В соответствии со статьей 148 УК РФ незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов влечёт уголовную ответственность.

На основании вышеизложенных фактов, руководствуясь нормами российского законодательства и судебной практикой, следует заключить однозначный вывод: медресе имеет право вести образовательную деятельность без лицензирования при условии не проведения итоговой аттестации и без выдачи документов об образовании и (или) квалификации. Если медресе зарегистрировано в качестве религиозной организации, то в уставе следует оговорить право медресе без лицензии вести образовательную деятельность в указанной форме. В этом случае юридически всё будет безупречно.

Подготовил адвокат Алиев Макаали Абдулмажидович.

Адрес адвокатского кабинета: РД, г. Махачкала, ул. Дахадаева, 136.

advokataliev@gmail.com

 

1 Под медресе в настоящей статье мы понимаем все возможные виды религиозной образовательной деятельности.

 

 

Линия доверия

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки