Предъявите Ваши документы!

Ответы на вопросы

Вопрос: Правомерны ли требования сотрудников полиции к собравшимся на богослужение в принадлежащем им помещении предъявить для проверки документы; проведение проверки документов и переписи участников богослужения; требование к участникам богослужения прекратить собрание и покинуть помещение?

Ответ юриста:

Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

В соответствии с абзацем 1 статьи 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

В соответствии со статьёй 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

•        наличие возбужденного уголовного дела;

•        ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

– признаках подготавливаемого, совершаемого или совершённого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

– событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

– лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

– лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

•        поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

•        запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

•        постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

•        запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 статьи 5 данного Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных этим Федеральным законом.

В соответствии со статьёй 89 УПК РФ в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам Уголовно-процессуальным кодексом.

Согласно разъяснённому определениями Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 N 86-О, от 22.04.2005 N 198-О и от 09.06.2005 N 327-О конституционно-правовому смыслу статей 1, 2, 7, части второй статьи 8 и статьи 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ, определяющих цели, задачи, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, когда в ходе оперативно-розыскной деятельности обнаруживается, что речь идёт не о преступлении, а об иных видах правонарушений, то проведение оперативно-розыскных мероприятий в силу статьи 2 и части четвёртой статьи 10 должно быть прекращено. Наличие указанного основания для проведения оперативно-розыскной деятельности является обязательным и в случае проведения такого направленного на пресечение и раскрытие преступлений мероприятия, как опрос.

В п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон № 3-ФЗ) закреплено право полиции для выполнения возложенных на неё обязанностей запрашивать и получать от организаций на безвозмездной основе по мотивированному запросу документы (их копии) и иную информацию. При этом, данной статьёй Закона № 3-ФЗ установлено, что указанное право реализуется в связи с расследованием уголовных дел, производством по делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов полиции.

Исходя из вышеизложенного, помещение, в котором проводится богослужение, должно принадлежать собравшимся на законном основании (собственность, аренда, безвозмездное пользование и т. п.).

Если сотрудниками полиции не представлены доказательства того, что граждане подозревались в совершении преступления, находились в розыске, имелся повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении, а также наличия достаточных оснований полагать, что граждане имели при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотические средства или психотропные вещества, то подобные их действия являются незаконными. При отсутствии вышеперечисленных оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, они не вправе требовать от граждан выполнения каких-либо действий, либо представление каких-либо сведений. Требования сотрудников полиции о необходимости предоставления копий документов либо иной информации о деятельности организаций либо физических лиц, без указанных оснований, являются незаконными. Указанные нарушения закона недопустимы, поскольку создают условия для необоснованного вмешательства органов полиции в свободное осуществление законной деятельности организаций, и гарантированных законодательством прав на неприкосновенность частной жизни.

Показательной является судебная практика по данной категории дел.

В Луховицкий районный суд Московской области обратились гражданин и религиозная организация с просьбой признать незаконными действия сотрудников полиции: предъявить собравшимся на богослужение для проверки документы; проведение проверки документов и переписи участников богослужения; требование к участникам богослужения прекратить собрание и покинуть помещение, незаконным. После подтверждения в суде законных оснований занятия помещения, используемого для богослужения, а также установления в суде факта отсутствия установленных в законе оснований для проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий в отношении собравшихся на богослужение, Луховицкий районный суд Московской области удовлетворил заявленные требования в отношении сотрудников полиции в полном объёме.

Решением Луховицкого районного суда Московской области от 09 сентября 2005 г. действия сотрудников полиции по предъявлению требования о проверке документов, переписке данных из паспортов, требования о прекращении собрания (богослужения) и покинуть помещение в отношении находящихся в нём лиц, приведшие к прекращению богослужения, признаны незаконными.

С соответствующих сотрудников полиции солидарно в пользу заявителей была взыскана государственная пошлина.

Адвокат: Макаали Алиев

advokataliev@gmail.com

 

Линия доверия

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки