Как начать жизнь с чистого листа?

Ответы на вопросы

Мне стыдно просить помощи у Бога, потому что, как мне кажется, я этого недостоен. Каждый раз прошу прощения за свои грехи и хочу начать свою жизнь с чистого листа, не пропускать намаз, не врать родителям, многое изменить в своей жизни, но каждый раз ломаюсь и надолго меня не хватает. Вот и сейчас кажется, что всё уже кончено, у меня нет сил начинать всё сначала, хочется опустить руки и просто плыть по течению. Как найти силы и начать всё с чистого листа?..

С точки зрения религии:

Ситуация, изложенная Вами, является попытками внутреннего самоконтроля, стремлением усмирить своё эго (нафс) и одним из эпизодов битвы с самым большим врагом человека – дьяволом. Война на этих двух фронтах идёт постоянно, и у каждого она ведётся с переменным успехом. Это состояние в Исламе именуется большим джихадом, то есть это борьба с самим собой, со своими страстями, желаниями, похотью, вредными привычками, ленью и т. д.

Успех в этой смертельной битве зависит от того, насколько человек работает над собой. Умением вести эту войну и одерживать победы отличается человек от животного, именно этим он возвышается и может достичь великих высот. Но тот, кто не борется и беспрепятственно катится по наклонной, не будет особо отличаться от животных, разве что речью.

Эти тайны человеческой сущности и методы ведения успешной борьбы с самим собой и есть форма духовной деятельности, которую изучает такая наука в Исламе, как тасаввуф.

Великий учёный Сайфуллах-Кади Башларов в своей книге «Канзу-ль-маариф» пишет:

إعلم أيدك الله بالتقوى أن علم التصوف والسلوك علم شريف القدر عظيم الخطر كأنه جوهر لا قيمة له وبه ينال المقصود الأصلي ويفوز بالمطلب الكلي ويكفيك في جلالة قدر هذا العلم أنه لم يبعث النبي إلا لأجله وأن علم السلوك فرض عين بلا خلاف على الذكور والإناث والعبيد والأشراف إذ الجميعون مخلوقون للعبادة بوصف الإخلاص واليقين كما نطق به الكتاب المبين وما أمروا إلا ليعبدوا الله مخلصين له الدين وما خلقت الجن والإنس إلا ليعبدون.

«Знай, что наука тасаввуф, или тарикат, является очень важной наукой, похожей на бесценный бриллиант. Благодаря этой науке раб Творца достигает своей высшей цели (то есть полной покорности Аллаху). Важность тасаввуфа подтверждает и то, что все пророки были посланы ради него, а также то, что изучение этой науки является обязанностью каждого мусульманина, потому что Аллах создал всех людей и джиннов для искреннего, с полным убеждением поклонения Себе». В Коране Аллах говорит (смысл): «Я создал джиннов и людей только для поклонения Мне».

В той же книге Сайфуллах-Кади пишет:

بأن تعبد ربك كأنك تراه فإن لم تكن تراه فإنه يراك ...وأصل التصوف مقام الإحسان الذي فسره رسول الله

«Основа тасаввуфа – это искренность (ихсан), которую Пророк (мир ему и благословение) комментировал как поклонение Аллаху так, как будто ты Его видишь, зная, что ты находишься под Его постоянным взором».

В книге «Муджаму мусталахати суфият» тасаввуф определяется следующим образом:

التصوف هو التخلف بالأخلاق الإلهية بالوقوف مع الأداب الشرعية ظاهرا .... وباطنا.... فيحصل للتأدب با لحكمين كمال

«Тасаввуф – это следование всему, к чему призывает Коран, соблюдая все нормы и этику Шариата телом и сердцем, чтобы посредством этого достичь совершенства в служении Аллаху».

Добиться победы над своей тёмной сущностью легче, встав под опеку истинного духовного наставника, который знает лекарства от наших душевных болезней и который научит нас быть стойкими и искренними во всём, а искренность как следствие приводит к довольству Создателя.

Самые первые и лёгкие действия, описанные в науке тасаввуф, с помощью которых человек становится сильнее духовно, – это произнесение шахады, покаяние, чтение салавата, т. е. прославление Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), а также поминание Аллаха словами «ля илаха илляллах».

О ценности каждого из этих действий много сказано в аятах Священного Корана и хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

В Вашем случае очень важно не терять надежду на милость Аллаха и постоянно поминать его. Когда человек поминает Господа, дьявол отдаляется. Не опускайте руки, будьте сильными, ведь нет силы и могущества кроме как от Всевышнего Аллаха.

Мы все – люди, все мы совершаем грехи, кто-то грешит редко, кто-то – часто, и только пророки и ангелы безгрешны. Но Всевышний по Своей безграничной милости даровал нам лекарство от грехов – покаяние. Искреннее раскаяние (тавбу), которое является становлением на путь праведников и ключом к счастью в обоих мирах.

В хадисе Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) сказал: «Тот, кто совершит тавбу, подобен тому, кто не совершал грехов».

Также Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Раскаявшийся раб – любимец Аллаха, и тот, кто сделал тавбу, похож на безгрешного».

Каждый без исключения обязан каяться.

При понимании сущности тавбу становится ясно, что оно является обязательным для каждого человека в любом состоянии.

Всевышний сказал (смысл): «О верующие, вы все делайте тавбу и возвращайтесь к Аллаху».

Это обязательно, потому что смысл тавбу – в знании того, что грехи являются губительным ядом, а также в стремлении к очищению от них, и это знание является частью веры (имана).

Но главное условие покаяния – искренность. Без искренности покаяние похоже на пустой звук. Начало покаяния – вера. Если человек истинно верит в Аллаха, он не может не сожалеть о том, что ослушался Всемогущего. Именно через искреннюю веру и покаяние Вы сможете преодолеть все трудности. И да поможет Вам Аллах найти истинного учителя, который укажет вам дорогу к довольству Аллаха!

С точки зрения психологии:

Любой человек в любой период своей жизни может принять решение о том, чтобы внести существенные изменения в привычный ход жизни. Для этого не нужно ждать каких-либо особых событий. Нередко человек руководствуется установкой на то, что он морально не готов к изменению своей природы, что у него ещё всё впереди или, наоборот, нужный момент утрачен. Эти установки губительны, поскольку ориентируют не на принятие решения, а на уход от него.

Для Вас крайне важно осознать, что Вы находитесь в замкнутом круге, в плену причинно-следственных связей. Эта связь заключается в том, что, не сумев простить самого себя за совершённые ранее ошибки, Вы обрекаете себя на совершение новых, что опять же заставляет Вас негативно смотреть на самого себя. Вы должны понять, что никто из нас не застрахован от тех или иных ошибок, но у всех у нас есть своя свобода выбора в дальнейших действиях. В нашей власти либо попытаться переменить общий ход событий, либо упорствовать в совершении того, что заставляет нас винить самих же себя. Основная проблема в том, что рано или поздно голос совести будет всё тише и тише. Те Ваши действия, которые Вы сейчас оцениваете как отрицательные, греховные, рано или поздно, если не отказаться от их свершения, могут перестать таковыми восприниматься. Очень легко в сознании человека происходит подмена понятий «хорошо» и «плохо». Поймите, что человек так вдруг не становится дегенератом, он идёт к этому медленно, постепенно деградируя как личность.

Прежде всего простите сами себя за то, что Вы делали, не живите постоянным чувством вины. Да, то, что Вы совершали, было плохо, но это вовсе не означает, что у Вас нет ни малейшего шанса на улучшение собственного нрава. Не стоит также загружать себя мыслями про «жизнь с чистого листа». Один жизненный лист исписан, пусть нехорошо исписан, но он Ваш, это Ваша история, Ваш уникальный опыт. Впереди ещё много других листов, подумайте над тем, каким содержанием их заполнить. Это зависит от Вашего выбора. История знает немало примеров, когда люди меняли свой образ жизни к лучшему. Может, и не всё сразу будет удаваться согласно задуманному, но ничего страшного, отнеситесь к этому лишь как к неудачной попытке, вовсе не обозначающей, что она была единственной. На этот счёт в народе давно закрепилась поговорка «Терпение и труд всё перетрут».

Хаджи-Мурат Раджабов

теолог

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Линия доверия

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки