Мысли о смерти изводят меня…

Ответы на вопросы

К своему стыду, не могу не написать об этом, так как мне уже надоело жить с мыслями о смерти... Я сам не могу до конца разобраться с этим, поэтому нужна помощь в этом вопросе. Я могу проснуться среди ночи с ясной мыслью о смерти. Конечно, понимаю, что нечистые силы пытаются ввести меня в заблуждение, но я борюсь с этим, читаю молитвы; вся моя жизнь – борьба с самим собой…

Я очень зависим от мнения окружающих. Всем искренне желаю добра, по сути своей человеческой и по возможности всегда пытаюсь помогать людям. Но мысли о смерти в последнее время стали вводить меня в унылое состояние... Как мне быть в этой ситуации, с чем это связано?

Я далеко не безгрешен, но я каюсь каждый раз за содеянное. Многие годы меня мучит и то, что я не могу видеть страдания людей. Всматриваюсь в лица прохожих, сокрушаюсь в сердце, когда вижу в магазинах бабушек, которые не могут себе чего-то позволить. Стал замечать, что всегда хочу побыть в тишине, хотя в детстве всегда ждал гостей, с диким рвением ожидал стука в дверь!

С точки зрения религии:

В Исламе смерти уделяется большое значение, именно поэтому она столь часто упоминается в Коране и изречениях Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Вот некоторые из аятов (смысл): «Скажи: "Поистине, смерть, от которой вы убегаете, непременно настигнет вас. И затем вы будете воскрешены и возвращены к Всевышнему – ведающему о тайном и явном, и, воистину, на том свете вам сообщат о том, что вы творили на земле, и вы будете отвечать за все свои деяния"» (сура «Аль-Джумуа», аят 8). В другом аяте говорится: «Каждая душа вкусит смерть» (сура «Алю Имран», аят 185).

Вам всего-навсего надо посмотреть на происходящее с Вами с другой стороны. К примеру, в Исламе мысли о смерти есть одобряемое и похвальное дело. Ибо в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), приводимом имамом ат-Тирмизи, говорится: «Чаще вспоминайте разрушительницу удовольствий (т. е. смерть)».

أكثروا من ذكر هادم اللذات

Это объясняется тем, что зачастую тот, кто не забывает, что однажды он покинет этот мир и ему придётся отвечать за все свои поступки, меняется в лучшую сторону, перестаёт грешить, начинает использовать каждую минуту своей жизни во благо людей и своей загробной жизни.

Поэтому для тех, кто верует и совершает праведные поступки, смерть не должна быть страшна. Хотя кажется, что смерть есть угасание света жизни и её прелестей, на самом деле это есть освобождение от тяжких обязанностей мирской жизни. Это перемена места пребывания, переход в иное состояние, но одновременно и приглашение к Вечной жизни. Согласно предопределению Господа, мир постоянно обновляется, на смену бренной жизни приходит Вечная жизнь. Когда фруктовая косточка попадает в почву, кажется, что она гибнет. Но на самом деле она подвергается совершенному химическому процессу, проходит через определённые стадии развития, и в конце концов из неё вырастает… новое дерево. Таким образом, «смерть» косточки является началом жизни нового дерева, новой, более совершенной ступени развития.

Так как смерть растений, представляющих собой простейший уровень жизни, прекрасна и имеет большое значение, смерть человека, представляющего собой более высокую ступень жизни, должна быть ещё более прекрасна и иметь ещё более серьёзное значение: человек, уходя под землю, непременно обретёт Вечную жизнь! В ней мусульман ожидает вечный Рай со всеми его удовольствиями. Кроме того, в Раю каждому верующему посчастливится лицезреть своего Создателя. Неужели Вы не хотите увидеть Того, Кто Вас создал?!

В священном хадисе говорится: «Если Мой раб желает встречи со Мной, то и Я желаю этого, если он противится, не желает встречи со Мной, то и Я не желаю встречи с ним» («Сахихуль-Бухари», № 6950).

إِذَا أَحَبَّ عَبْدِي لِقَائِي أَحْبَبْتُ لِقَاءَهُ وَإِذَا كَرِهَ لِقَائِي كَرِهْتُ لِقَاءَهُ

С точки зрения психологии:

Прежде всего и для Вашего же общего блага необходимо принять мысль, что нет ничего плохого в том, что человек иногда задумывается о смерти, поскольку это заложено в природе человека. Мы осознаём конечность своего существования и так или иначе задумываемся о собственной смерти. В принципе, это нормально, такое имеет место в жизни любого из нас. Однако в некоторых случаях, в частности в Вашем, эти мысли могут мешать повседневной деятельности, омрачая настроение. В таких ситуациях стоит подумать, как снизить их интенсивность (именно снизить, поскольку полностью убрать их из сознания не представляется возможным) и изменить их эмоциональную окраску. Для этого Вам необходимо не убегать от этих мыслей, а набраться смелости и разобраться в природе собственного страха. Простое избегание этих мыслей ничего Вам не даст по той причине, что те мысли, о которых мы стараемся не думать (навязчивые), как раз таки будут вновь и вновь возвращаться. Это происходит вследствие срабатывания эффекта Зейгарника, согласно которому незавершённые действия, равно как и мысли, сохраняются в памяти до их завершения.

Для начала постарайтесь определиться, чего конкретно Вы боитесь. Нужно в обязательном порядке определить ту область страха, которая оказывает на Вас наибольшее психоэмоциональное воздействие. Обычно в таких случаях больше всего пугает собственная смерть, точнее процесс умирания. В таких ситуациях человек начинает прокручивать всевозможные сцены собственной смерти, и довольно часто эти картины вызывают широкий спектр чувств. В данном случае есть смысл подойти к решению проблемы с точки зрения рационального подхода, суть которого заключается в том, чтобы принять для себя то, что как бы мы ни представляли себе собственную смерть, в любом случае на деле всё будет по-другому. Принятие этой мысли приносит существенное облегчение. Вообще стоит отметить, что больше всего мы боимся того, чего не знаем. Но наше сознание устроено таким образом, что мы всегда пытаемся придать некий смысл или очертание тому, что не знаем, и потом начинаем бояться собственного воображения, а это уже своего рода замкнутый круг, выходом из которого будет отказ от всевозможных предположений.

Другой плоскостью описанного Вами страха будет сугубо религиозный страх. Человек верующий всегда помнит о том, что смерть это не конец существования, это переход к другой жизни, вечной. Этот переход предполагает отчёт за свои поступки, на основании которого будет принято решение о дальнейшем наказании или поощрении. Вы понимаете, что за любой собственный поступок обязательно придётся держать ответ, и это может Вас серьёзно пугать. Тем более Вы говорите о том, что в Ваших действиях существуют прегрешения. Это и может быть источником всего происходящего с Вами.

В Ваших силах исправить ситуацию, отказаться от запретного и проявить большее усердие в добрых делах. Это не только улучшит Ваше психологическое состояние, но и внесёт заметный положительный вклад в Ваш социум, в отношения с окружающими людьми. Не загоняйте себя в тупик, общайтесь с порядочными людьми, думайте над тем, как Вы можете быть им полезными, а после того как подумали, приступайте к конкретным действиям. Не пренебрегайте этой рекомендацией. Просто начните творить добро вокруг себя – и через две-три недели заметите, как мрачные мысли начнут покидать Вас, ощутите свою принадлежность обществу, родным и близким. 

Мухаммад-Амин - хаджи Магомедрасулов
теолог
Алиасхаб Анатольевич Мурзаев
психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки
 

Линия доверия

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки