Хочу начать новую жизнь, но мне трудно...

Ответы на вопросы

Я родился в мусульманской семье. Став старше, понял, что мои родители не дали мне того духовного образования, которое мне сейчас так необходимо... Я столько лет называю себя мусульманином, говорю, что верю в Аллаха, а сам ни разу не делал намаз, просто не умею, ни разу не держал уразу, вёл разгульный образ жизни, выпивал, курил, имел близость с очень многими женщинами, спал с чужими жёнами… Честно говоря, не горжусь этим, мне стыдно за моё поведение. Я понял, что стал материалистом... Хочу стать истинным мусульманином, встать на праведный путь, просить прощения у Аллаха и искупать свои грехи каждый день, который отвёл мне Всевышний. Но при этом я настолько привык к такому образу жизни, настолько привык ни в чём себе не отказывать, что мне невыносимо трудно держать себя в руках, да и куда ни посмотри – всюду создаются все условия, в современном мире повсюду искушение... Даже не знаю, что мне делать; я и хочу встать на праведный путь и не хочу… Мой друг посоветовал мне начать с намаза. Но я даже не знаю, как самообразовываться, потому что в моём городе нет мечетей. Как мне склонить себя на праведный путь? Заранее спасибо.

С точки зрения религии:

Отрадно, что у Вас появилось желание встать на путь праведный, и это желание появилось по воле Аллаха; за это стоит воздавать хвалу Всевышнему Аллаху. Вам необходимо как можно быстрее научиться совершать намаз и выполнять другие фарзы. Как учёные говорят, если человек верит в Аллаха и Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), то он ещё ходит вокруг заблуждения. Невыполнение того, что Аллах на нас возложил, является очень большим грехом и может привести к плохому концу, то есть такой человек может уйти в мир иной без веры в сердце и навечно остаться в аду. Если в Вашем городе нет мечетей, наверняка есть люди, умеющие совершать намаз, – обратитесь к ним, чтобы они Вас научили правильному совершению намаза; также Вы можете скачать фильм, обучающий намазу, по этой ссылке http://islamdag.ru/audio-video/2310.

О своих грехах никому не рассказывайте и искренне раскайтесь в них. Всевышний Аллах в Священном Коране говорит (смысл): «О те, которые уверовали! Кайтесь перед Аллахом искренним покаянием, т. е. не возвращайтесь больше к этому греху и не желайте его совершения» (сура «Ат-Тахрим», аят 8; «Тафсир Сави». Т. 4. С. 290), – а также (смысл): «Воистину, Аллах любит, вознаграждает и возвеличивает кающихся в грехах и любит очищающихся от нечистот» (сура «Аль-Бакара», аят 222; «Тафсир аль-Джалалайн»).

В благородных хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто и не совершал его»; «Кающийся – любимец Аллаха»; «Воистину, Аллах принимает покаяние раба Своего, пока тот не начнёт издавать предсмертный хрип»; «Когда кается раб, Аллах принимает его покаяние и заставляет ангелов-писарей забыть записанное ими из числа его мерзких деяний и заставляет его органы забыть совершённые ими грехи, забыть его место на земле и его место на небе. Его приведут в Судный день, и ничто из творений не будет свидетельствовать против него».

Часто бывает так, что человек два-три дня совершает намаз, а затем прекращает. Потом вступает на путь очищения сердца, на борьбу против нафса, это длится неделю или пару месяцев, а потом вновь возвращается в прошлое состояние – без старания совершать благое. И есть средства, пользуясь которыми можно сохранить это старание, силу, толкающую на совершение благого.

Приведём некоторые из этих причин.

1. Дуа – нужно просить у Аллаха наставить Вас на правильный путь и дать силы выполнять фарзы.

Но есть и другие средства, и мы в них нуждаемся, потому что через определённое время мы столкнёмся с серьёзной проблемой, если не получим побуждения. С проблемой, когда наступит смерть, и не будет в сердце желания дойти до Аллаха, и напрасной окажется вся жизнь.

2. Как можно больше слушать проповеди или читать литературу, где упоминается о наказаниях на том свете, о смерти, о наказаниях в могиле. К примеру, опаздывает человек на работу: ему один, два раза делают замечание, затем выносят предупреждение, что если завтра он опоздает на работу, то будет уволен. На следующий день звенит будильник и даёт понять, что пора вставать и идти на работу. В этот момент нафс говорит: полежи ещё пять минут. Но тут человек вспоминает, что ему сделали предупреждение, и вскакивает с постели. Он проявил старание из-за страха. Когда мы слышим проповеди, в которых упоминается об аде, наказаниях, нафс  сопротивление, убегает от этого, но поистине нафс нуждается в страхе. Когда человек вспоминает, что умрёт и после смерти будет воскрешён, и будет отчёт перед Аллахом, и ему напомнят о каждом прожитом дне, о каждом мгновении, когда он думает, что будет стоять на мосту Сират и либо перейдёт в Рай, либо упадёт в Ад, – появляется бдительность. Каждый раз при воспоминании об этом, при вере в то, что эта истина, в сердце появляется бодрствование, а потом и старание на пути Аллаха. Это старание, полученное из-за страха.

3. Как можно больше слушать проповеди или читать литературу, где упоминаются райские блага, награды, наслаждения. К примеру, маленькие дети ленивы в чтении и повторении уроков, и отец говорит сыну; если будешь учить уроки и получать хорошие оценки, я куплю тебе велосипед… или что-то другое. Что происходит с ребёнком? Он начинает бороться против лени, дабы достичь успеха. Когда мусульманин читает о том, что обещано праведным в Раю, какими благами будут они одарены – реки, царства, дворцы, – когда мусульманин знает, что самый бедный обитатель Рая будет иметь в 10 раз больше владения, чем этот мир, – появляется в душе старание добиться этого посредством совершения благих дел.

4. Размышляйте о том, как Аллах любит нас. Размышлять и читать в Книге Аллаха, что довольство Аллаха превыше всего, читать аят: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: “Не отчаивайтесь в милости Аллаха”». Задумайтесь: Аллах, обращаясь к грешникам, говорит: «Мои рабы». Какая эта щедрость для нас! Несмотря на то, что мы грешные, как к нам относится Аллах – «Мои рабы». Воистину, Аллах прощает все грехи тому, кто раскаялся. Аллах ночью готов простить грехи тому, кто согрешил днём. Готов днём простить грехи тому, кто согрешил ночью. Учитывая то, сколько раз мы согрешили, и если бы Аллах разоблачал нас прилюдно, – никто не приветствовал бы, наверно, нас. Сколько раз Он прятал наши грехи, спасал нас! Осознание этого рождает в сердце любовь к Тому, Кто относится к нам по-доброму. В предыдущих ниспосланиях описано, что море каждое утро просило разрешения Аллаха утопить грешников, небо просило разрешения накрыться над грешниками, земля просила расколоться и поглотить их, а Аллах, обращаясь к морям, океанам, небесам и земле, сказал: «Не вы их сотворили! Если бы вы их сотворили, то так не говорили бы». Когда мы видим такое отношение к нам со стороны Аллаха, разве можно не полюбить Господа? Пусть каждый из нас спросит: какая у меня связь с Аллахом?

5. Прекратите посещать плохие собрания, проводите время с праведными людьми. Смотрите на них, дружите с ними. Это пробуждает в сердце желание к добру, которое Аллах им дал. Некоторые салафу салихины (праведные предки) говорили: «Когда я смотрю на Мухаммада ибн Васиа, во мне обновляется старание в поклонении на целый месяц». Когда их спрашивали о причине этого, они отвечали: «Потому что смотрели на человека, в котором осуществились плоды поклонений». Время, проведённое с праведными людьми, также пробуждает побуждение, потому что праведные проводили время с предыдущими праведниками, а те – с предыдущими, и так по цепочке. Это знание, которым Аллах отличил нашу умму. Посредством лицезрения праведников и времяпровождением с ними мы получаем сияние из сердец праведных в наши сердца. Когда мы вспоминаем, что были на маджлисе с праведными людьми, или дружим с праведными, и видим, как они поклоняются искренно, тогда и у нас появляются мысли: «Почему я не могу как они»? И тут человек чувствует старание в совершении благого.

6. Поминайте Аллаха часто, читайте салават на Пророка (мир ему и благословение) каждый день по сто раз, например.

Напоследок хочется сказать: не ждите, пока у Вас всё будет идеально, идите по пути Аллаха так, как можете, проявляя старание. Раби ибн Сулайман (да будет доволен им Аллах) говорил: «Идите по пути Аллаха, хромая, спотыкаясь, и не ждите, пока всё будет идеально, ожидание этого есть безделье». Поклоняйтесь так, как можете, и не откладывайте, да поможет Вам Аллах! Амин!

С точки зрения психологии:

Прежде всего хочется отметить Ваше желаниие исправить свои ошибки. Это значительный шаг. Сама постановка проблемы позволяет сделать благоприятный прогноз. Многое зависит от того, на что настраивает себя конкретный человек.

Естественно, на первых парах Вам будет нелегко оказаться от привычного образа жизни. Препятствием будут даже не столько позывы собственных желаний, сколько старые социальные связи. Поэтому первое, что Вы должны сделать, это не скрывать от других своих мотивов. Таким образом, Вы обезопасите себя от лишних соблазнов, пресечёте их на корню. Ваши слова о том, что Вас повсюду окружают соблазны, лишь отчасти соответствуют истине. На самом же деле человек, привыкший грешить, меняет свою психику, своё восприятие мира. Дело в том, что восприятие человека сильно зависит от особенностей его мышления, мировоззрения и опыта. Если Вы встанете на путь исправления, то со временем то, что для Вас сейчас кажется соблазном, Вы начнёте воспринимать как испытание, как проверку Вас на прочность. Если Вы пойдёте ещё дальше, то Вы и вовсе не станете на это обращать внимание. А Ваше восприятие будет направлено на положительное, на доброе.

Не менее важно учесть и такую особенность, как сам переход к новому образу жизни. Нередко человек, стремящийся уйти от старой жизни, бросается в крайность, стремится во всём соответствовать нормам Ислама, выполнять все предписания и даже сверх этого. Естественно, это хорошо, если б не одно «но». А именно: имеется множество примеров, когда в подобных ситуациях человек через непродолжительное время снова всё бросал и возвращался к старому. Начните с малого, с самого основного. Искренне засвидетельствуйте, что Вы мусульманин (шахада), научитесь совершать намаз и начните его совершать. Дальше Вам уже самому станет ясно, в каком направлении двигаться.

Прежде всего надо устранить саму причину, а она, скорее всего, во внутренней духовной пустоте, бессмысленности жизни. Именно по этой причине Вам нужно поставить перед собой благую цель, наполнить жизнь смыслом. Это может быть забота о своей семье, о детях (если они есть). Надеюсь, Вам хватит сил изменить свою жизнь. Пусть поможет Вам Всевышний в Ваших начинаниях!

Гаджимурад Омаргаджиев

теолог

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

 

Линия доверия

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки